Педагогика » Методика реализации межпредметных и внутрипредметных связей при обучении математике » Методика реализации внутри- и межпонятийных связей

Методика реализации внутри- и межпонятийных связей

Страница 5

Каждая ошибка характеризуется содержанием и причинами возникновения. Содержание ошибки лежит на поверхности явления, а причина скрыта в глубине его.

Математические ошибки подразделяются на случайные и систематические (устойчивые). К случайным ошибкам относятся те, которые появляются однократно, несистематически у одного-двух учащихся класса. К устойчивым ошибкам относят либо те, которые появляются у одного и того же ученика (или нескольких) неоднократно, либо наблюдаются, хотя и однократно, но у многих учащихся.

Причины устойчивых ошибок учащихся являются следствием:

а) психологических факторов (ослабление внимания, памяти, мышления);

б) несовершенства организации процесса обучения;

в) недостатков программ, учебников по математике.

В педагогической литературе правомерно ставятся вопросы:

«Нужно ли предупреждать ошибки в действиях учащихся?»;

«Нужно ли допущенную ошибку обсуждать фронтально или же целесообразнее это сделать индивидуально?»;

«Есть ли ошибки такого рода, обсуждение которых вообще нецелесообразно?».

Но продуманная работа над систематическими (устойчивыми) ошибками может оказаться эффективным средством формирования сознательных и прочных знаний учащихся. В каждом конкретном случае учитель должен сам определить, какая форма работы будет целесообразнее: фронтальная или индивидуальная.

Большое значение в работе с внутрипонятийными связями играют контрпримеры, которые вначале, приводятся учителем, а затем к их конструированию подключаются и учащиеся.

Так, для определения а) и б) данных при описании типичных ошибок четвертого вида можно соответственно привести контр.пример, иллюстрирующий их ошибочность:

а) Число 12 делится на себя и на единицу, но оно не является простым числом.

б) Прямые а, b, с (рис. 15) лежат в одной плоскости, не имеют ни одной общей точки, но не являются параллельными.

Подобного рода работа повысит математическую культуру учащихся, научит их сознательно относиться к каждому слову в определении.

Контр. примеры чаще всего применяются тогда, когда надо убедить ученика в том, что он ошибается. Полезно уже на уровне 5-6 классов предлагать задания следующего содержания: «Приведите контр.примеры, доказывающие ложность следующих высказываний:

а) любые три отрезка могут быть сторонами треугольника;

б) сумма любого четного и любого нечетного числа есть число простое

в) любая фигура, имеющая три угла, является треугольником;

Успешному усвоению внутрипонятийных связей будет способствовать организация активной познавательной деятельности школьников на всех этапах формирования понятия. Покажем, как можно это сделать на примерах.

1. Для формирования понятия медианы треугольника учащимся предлагается:

а) построить произвольный треугольник;

б) соединить отрезком его вершину с серединой противоположной стороны.

После этой работы учитель говорит: «Такой отрезок называется медианой треугольника» — и предлагает учащимся самим сформулировать определение медианы треугольника.

2. Работая над понятием квадратное уравнение, полезно предложить учащимся заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Уравнение

а

b

с

b2 –4ac

x1

х2

x1+x2

x1хx2

х2—6х—9=0

2

7

3

4х2= - 7х

25x2 + 3=0

3

0

-27

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Похожие публикации:

Исследования влияния искусства на человека
Исследуем влияние арттерапетических методик на состояния человека. Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? «Арттерапия — это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, биб ...

Педагогический аспект творческой деятельности учащихся
Можно считать общепризнанным положение о том, что творчество учащихся (и руководство педагогов этой деятельностью) имеет своей конечной целью не столько создание определенного продукта, имеющего общественно полезную значимость, сколько познавательный и воспитательный эффект – формирование знаний, у ...

Методы стимулирования
Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru