Педагогика » Методика реализации межпредметных и внутрипредметных связей при обучении математике » Методика реализации внутри- и межпонятийных связей

Методика реализации внутри- и межпонятийных связей

Страница 10

г) сопоставление понятий по выбранному основанию.

При изучении понятий на основе сопоставления их существенных примаков выбираются сравнимые и несравнимые понятия. Сравнимыми понятиями считаются те, в содержание которых входят общие признаки

На основе анализа этих общих признаков делается вывод о наличии или отсутствии общей части объемов этих понятий и затем строятся различные классификационные схемы.

Представленные схемы появляются как продукт анализа, синтеза, обобщения материала. Они позволяют разом охватывать множество понятий, лучше проследить за развитием узловых понятий, видеть каждое из них в центре всех тех отношений, в которые оно вступает со всеми остальными.

Психологами было показано, что отношения между объектами сохраняются в памяти значительно дольше, чем отдельные предметы. Если объекты расположены в строго продуманной системе, то их восприятие требует минимальных усилий, хаотическое же их расположение требует значительных волевых усилий. Схемы, отражающие отношения между понятиями, позволяют лучше сохранить в памяти ученика учебный материал.

Построение подобных иерархий отрабатывается по следующей схеме:

а) выбор основания для классификации;

б) разбиение всего множества рассматриваемых объектов по выбранному основанию на группы;

в) установление внутригрупповых связей и отношений;

г) установление межгрупповых отношений;

д) построение модели системы понятий, имеющей определенную логическую структуру.

В схемах и таблицах выделяются не только элементы системы, но и отражаются системообразующие отношения между ними. Они выступают в качестве модели структуры материала в сознании ученика, а также играют роль средства усвоения результатов обобщений.

Выражаясь образно, они играют роль «дорожных указателей», облегчающих движение в «лабиринте понятий».

Конструирование схем и таблиц проводится так, чтобы в них отражались генетические связи, которые определяют основное содержание и структуру всей темы; они должны быть легко читаемы, в них особым способом должны быть выделены основные смысловые элементы.

Ценность их состоит в том, что по мере дальнейшего изучения материала они могут периодически обновляться.

Динамичность подобных схем способствует развитию динамичности умственной деятельности школьников, выражающейся в их способности включать известные понятия, факты в новые связи и отношения, причем это включение идет не спонтанно, а целенаправленно, по нужному руслу.

Методы работы с данными схемами могут быть различными: учитель проводит эвристическую беседу, выразив ее результаты в виде схемы; учитель предлагает учащимся план беседы, а затем по составленному плану проводит ее; учитель предлагает схему, по которой учащиеся самостоятельно проводят обобщение; учитель предлагаем самостоятельно обобщить материал и выразить результаты обобщения в виде схемы

К составлению систематизирующих таблиц и схем учащиеся должны подготавливаться постепенно. На первом этапе учащимся следует предлагать готовые схемы и таблицы. После уяснения их основного назначения, существенных сторон их составления школьникам можно дать заполнение таких схем и таблиц. Этап самостоятельного конструирования явится завершающим. Следовательно, вначале учитель выполняет основную роль, а затем постепенно происходит вытеснение его участия самостоятельной работой школьников.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11

Похожие публикации:

Анализ условий протекания педагогического процесса
Занятия детского фольклорного объединения проходят в детской школе искусств, что оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей, являющейся одной из составляющих результата образования. Приобщение к народному творчеству идет через все сферы деятельности Дома детског ...

Понятие и значение речи
Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необхо­димое условие существования человеческого общества, форма общения людей, опосредствованная языком. Речь ис­пользуется в процессе совместной трудовой деятельности для со­гласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов ...

Определение социально зрелой семьи
1 этап. Каждая семья заполняет бланк №1 “Игровые роли”. Бланк №1. ИГРОВЫЕ РОЛИ 1. Муж Павлов Сергей Сергеев Михаил Иванович 2. Жена Семенова Катя Сергеева Анна Дмитриевна 3. Сын Степанов Сергеев Петр Михайлович 4. Дочь Даренко Оля Сергеева Анастасия Михайловна 5. Свекор (отец мужа) Осминин Роман Се ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru