Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Страница 2

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (К. Чуковский)

Надо приучать детей с первых же занятий к тому, что самое интересное в загадке не наугад сказанная отгадка, а умение вникнуть в текст загадки, выделить из него все указанные там свойства и признаки загаданного предмета, а затем, напрягая воображение, мысленно увидеть самый предмет и доказать строками текста правильность своей догадки.

При этом рассуждения ведутся примерно так: – Что растет зимой? Какова же «она»? – Что мы о ней знаем? Она растет, значит сначала она маленькая, а потом становится все больше. Но голова у нее внизу. И когда на нее попадает горячий солнечный лучик, она начинает плакать, капают слезы, капли, она тает. Ну конечно же, это сосулька. Почему сосулька. Потому что она растет вниз головой, т.е. становится не выше, а длиннее, причем вытягивается (растет) вниз; растет она зимой, когда мороз идет на убыль, и, чем ярче солнце, чем сильнее оно печет, тем больше звонких капель падает с сосульки, пока она, наконец, не оторвется от крыши, не упадет на мостовую и не разлетится вдребезги.

Проанализированная загадка относится к числу загадок, достаточно трудных для рассуждения. Ее с успехом разгадывают дети во втором полугодии. Начинать же работу рекомендуется с вещей более простых и настолько знакомых детям, что угадывают они интуитивно. А задача учителя – так организовать обсуждение ответов, чтобы учащихся увлек процесс мотивирования правильности отгадки ссылками на текст.

Учитель обращает внимание детей на то, что доказать правильность ответа можно только суммой признаков.

Основная трудность первого урока состоит в том, что учащиеся не запоминают и не анализируют текст; они пытаются угадывать объект по одному, реже по двум случайно выхваченным признакам. А учитель, комментируя высказанные суждения, неизменно указывает детям на то, что каждый одиночный признак может быть свойственен разным животным (кошек, ежу), и подводит первоклассников к выводу о необходимости учитывать при отгадывании совокупность всех содержащихся в загадке признаков, которые одновременно могут принадлежать только одному объекту (сосулька) и никому другому.

Чем серьезнее и основательнее указывает учитель слабые стороны приводимых учащимися суждений, тем активнее работает класс и убедительнее становятся ответы. А через одно – два занятия учащиеся уже без помощи учителя станут выступать в роли добровольных оппонентов, требуя от своих товарищей доказательности в ответах.

– Здесь семейство: мать и дочки,

Все как снежные комочки.

Мне их трудно различать:

Дочки вылитая мать.

Вместе грызть морковку станут –

Друг от друга не отстанут, – читает учитель.

– Это кролики, они пушистые, – отвечают дети.

– Почему же кролики? А может, цыплята, – возражает другой ученик. – Ведь они тоже пушистые.

И так каждая последующая встреча с загадкой оттачивает у учащихся умения быть сдержанными и не спешить с ответом, пока благодаря тексту он не «обрастет» доказательствами, достаточными, чтобы его отстоять и сделать убедительным для всех. Организованная таким образом работе чрезвычайно положительно скажется на развитии творческого воображения, логики мышления и речи учеников.

2. Сказка

Изучая русско-народные сказки, в начале урока кратко необходимо вспомнить: что включает в себя понятие «устное народное творчество», приводя примеры пословиц, поговорок, частушек, потешек, т.е. малых фольклорных жанров, изученных раньше. Учителю можно предложить детям игру «Кто цепочку порвет?» Дети любят эту игру. После этого подводится итог пройденного, дети читают на доске название новой темы, выделяя при чтении главные слова.

Умение рассуждать, сопоставляя описанное с действительностью, должна учить детей и беседа-дискуссия после чтения сказок. Однако в отличие от работы с загадкой, которую можно образно назвать «школой мысли», работу со сказкой надо считать прежде всего «школой чувств».

Возьмем для примера сказку В. Сутеева «Палочка-выручалочка».

В сказке два основных героя: симпатичный детям Заяц и неуклюже-забавный Еж. Оба героя олицетворяют доброе начало, которому противостоят кровожадный Волк и более или менее сложные жизненные ситуации. Задача учителя состоит в том, чтобы, читая сказку, разносторонне воздействовать на чувство слушателей и помочь им всей душой оценить скрывающиеся за неприхотливой внешностью Ежа сокровища: умную голову и доброе сердце. И, как показывает практика, это оказывается вполне возможным, но только в том случае, если чтец продумывает подтекст каждого эпизода сказки и, читая ее, сам испытывает те чувства, которые хочет внушить детям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Приемы по развитию творческих способностей детей
Творчество проявляется и в быту – в играх детей, в оборудовании интерьера квартиры, в выращивании цветов, в хобби – коллекционировании, туризме, вязании, вышивке, в составлении букетов. Увлечения все ...

Условия успешного развития творческих способностей
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является соз­дание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На ос­нове анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru