Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Страница 1

Как показывает анализ программ и учебников, в начальных классах дети знакомятся с жанрами эпического и литературного характера. Также дети получают представления и о драме.

Жанр – складывающийся тип литературного произведения (устное народное творчество – пестушки, сказки, частушки, потешки, поговорки, пословицы, баллады; стихи; басни; рассказы; поэмы); в теоретическом понятие о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще.

Жанровый диапазон хрестоматий для чтения необыкновенно широк. Проанализировав, мы пришли к выводу, что дети знакомятся на уроке с жанрами: потешки, прибаутки, небылицы, перевертыши, считалки, загадки, пословицы, русские народные песни, докучные сказки, частушки, колыбельные песни, заклички, приговорки, дразнилки, скороговорки, страшилки; мифы, легенды, сказки, былины, баллады, предания; рассказ, загадки, стихотворения.

Курс литературного чтения в начальных классах преследует решение основных задач:

– развивать у детей способность полноценно воспринимать произведения, эмоционально откликаться на прочитанное;

– учить детей чувствовать и понимать произведения, развивать образное мышление учащихся, их творческих способностей;

– формировать умение воссоздавать образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся;

– развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;

– развивать интерес к литературному, создателям произведений словесного искусства;

– расширять кругозор детей через чтение определенного круга произведения различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученья в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм .

Примета – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи:

1) Вода с гор потекла – весну принесла.

2) Май, май, да шубу не снимай.

3) Много снега – много хлеба.

Колыбельные песни – подлинное чудо народной поэзии. Главное назначение – успокаивать младенца, навевать ему сон. Много повторов и звукоподражательных слов. Содержание песен связано с окружением младенца. Самый популярный персонаж Кот-Баюн – символ дома, уюта, покоя.

Уж ты, котенька-коток,

Котик – серенький лобок,

Ты приди к нам ночевать,

Нашу доченьку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Пестушки – короткие рифмованные стишки, приговорки, сопровождающие ласковым поглаживанием тельца ребенка, разведением ручек, ножек.

Моли, молюшки, моли,

Прилетели к нам гули.

Гули, гулюшки

Сели к люлишке.

Они стали ворковать,

Мою дитятку качать….

Потешки – забавные песенки, сопровождающие игры с ребенком («Сорока-белобока»; «Коза-рогатая»).

К концу колыбельного периода у ребенка возрастает потребность в игре, забаве и здесь незаменимы прибаутки.

Прибаутки – более сложный вид словесного творчества, здесь объединяются и песенка и маленькая сказка, скороговорка, игра. Прибаутки развивают фантазию, чувство юмора малыша.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку,

И упала в яму. Бух!

Раздавила 40 мух!

Считалка – самый распространенный жанр детского фольклора, активно бытующий ныне как в сельской, так и в городской среде. Это тоже рифмованное стихотворение, но больше по размерам, чем жеребьевка. В основу положен счет. Еще есть считалки-замены. В них нет заумных или счетных слов, но просматривается некая забавная сценка-картинка.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Традиционно большинство программ по литературному чтению включает в себя произведения устного народного творчества как русские, так и переводные – они могут стать тренировочным материалом.

1. Работа с загадкой

Смысл чтения загадок в начальных классах не только в том, чтобы приобщить учащихся к своеобразной красоте малых форм поэзии, но и прежде всего в том, чтобы увлечь их умением видеть за краткой иносказательной формулой четкое изображение того предмета или явления, о котором думал автор, создавал загадку, например:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Сущность метода проектов, его роль, значение и место в процессе обучения
В настоящее время в образовательную деятельность школ вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Это происходит потому, что обычная школа, в которой ученик выступает объектом обучения, теряет свою актуальность. На ее место приходит дру ...

Сравнительная характеристика общения по возрастам
Такому навыку развития, как коммуникативный, на протяжении многих лет уделяется внимание таких выдающихся педагогов как Я.О. Коменский, Н. Веракса, Ж.Локк, Д.Б.Эльконин и многих других. Все они придерживаются того, что дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая на протяж ...

Требования к базе данных, к техническим средствам и программному обеспечению
Разработанная база данных удовлетворяет всем требованиям пользователей к содержимому базы данных. Перед проектированием базы необходимо провести обширные исследования требований пользователей к функционированию базы данных. База данных гарантирует непротиворечивость и целостность данных. При проект ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru