Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Страница 6

У ворот пляшет кот.

Кот с ушами и с часами.

Веселится народ –

Пляшет кот у ворот! Вот.

Учитель спрашивает у Леры:

– Но почему у тебя кот с часами? Так ведь не бывает.

– Но почему же? А я так вижу.

Ребята, пишущие стихи, постоянно нуждаются в оценке своих поэтических опытов.

Восхититься красивыми, изящными стихами – и приятно, и нетрудно. Но красивые стихи – редкость. Чаще всего первичную «продукцию» ребят и стихами не назовешь.

«Первые пришедшиеся на ум рифмованные строчки еще не стихи». Но не так-то просто младшего школьника убедить в том, что одну и ту же строчку нужно терпеливо, изо дня в день переделывать вновь и вновь, что важен не только ритм, но и содержание.

Как-то Влад М. принес стихи. Название сразу же заинтересовало учителя – «Первоцвет».

Первоцвет весенний –

Белые цветы.

Он развесил перед нами

Душистые плоды.

Но срывать его не надо,

Очень он красив,

Их в природе станет мало,

А цветок так мил.

Типичная стихотворная хромоножка – и стихотворный размер нарушен, и рифма еле проклевывается, да и содержание не везде выдерживает критику (цветы – плоды?), последняя строка совсем не детская (А цветок так мил)…

Учитель просит нарисовать устно картину – как видится автору цветок, все, что его окружает. Идем в парк, смотрим на то, как пробиваются сквозь толщину земли травинки. Ощущаем краски, запахи весны. Обращаю внимание на смысловые шероховатости текста.

На следующий день вместе читают вторую редакцию «Первоцвета»:

Первоцвет весенний –

Беленький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Будь же осторожен,

Не сорви его,

Мягкого, душистого

Друга моего.

Сочинение стихов, как и всякая творческая работа – это огромный, самостоятельный, инициативный труд.

Если спросить у студийцев: «Почему ты сочиняешь стихи? Тебя заставляют это делать или ты сочиняешь сам, по своему желанию? Если «да», то откуда берется это желание?»

Самым сильным стимулом к занятиям литературным творчеством у ребят является сама жизнь, и надо добиваться того, чтобы впечатления от жизни были у них ярки и самобытны, пробуждали бы внутреннюю потребность писать.

Личные переживания тоже могут быть не только темой, но и стимулом, побуждающим школьников к поэтическому творчеству. Дети объясняют: «Писать стихи очень интересно», «Сочиняю стихи потому, что мне нравится это делать…» Отсюда произрастают более сложные мотивы – удовольствие от самой технологии поэтической деятельности: «Сочиняю стихи потому, что мне хочется вникать в текст, находить рифмы, исправлять размер…»

Когда рассказываешь о работе над литературным творчеством от учителей обычно слышишь их сетования на отсутствие специальной методической литературы всегда не хватает. Но что касается развития литературного творчества младших школьников, то здесь имеется идеальный образец.

Выпило Солнышко росинки,

Умылись серебряные паутинки,

Улыбнулись пурпурные бусинки.

Это только один эпизод из практики В.А. Сухомлинского. А сколько их рассыпано по страницам его сочинения! Все это – научно-методический арсенал, не овладев которым нельзя думать о том, чтобы дети, у которых пробуждается творчество, признали и тебя своим Учителем.

Чтобы писать стихи, нужен талант, нужны высокая культура и горячее чувство. Но можно научиться рифмовать, рассчитывать размер строки…

В стихах легко уловить рифму на конце строк. В них всегда есть ритм, позволяющий читать стихи размеренно, плавно, ритмично.

Стихи всегда образны, в них бывает намек на что-то таинственное, в них много чувства, передаются настроения автора-поэта. Эти маленькие победы окрыляют как маленьких поэтов, так и учителей, и многие решают продолжать начатую работу. Многие учителя, уже с первых дней начинают учить детей писать стихи. Сначала это были робкие, не совсем красивые пары строчек в рифму, первую из которых дают, а вторую нужно было сочинить детям.

Выпал беленький снежок.

Я пойду кататься на каток. (С. Бочкарев, 1 «А» класс)

Работа постепенно усложняется: раньше давали только первую строчку, но детей просят написать уже четверостишие.

Сеня ехал на метле,

Саша, Паша на коне.

И, споткнувшись на бугре

Оказались на траве. (Е. Пиндюрин, 1 «А» класс)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Методика определения и анализ результатов исследования уровня творческой самореализации студентов, во время профессиональной подготовки
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа: 1) подготовительный (разработка программы исследования); 2) основной (проведение эмпирического исследования); 3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций). Прежде чем начать какое либо ...

Демонстрация наглядных пособий при изучении темы "Современные средства связи и оргтехника"
Под наглядным методом обучения понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учащимися знаний находятся в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения наглядного пособия или технического средства. Наглядные меч оды обучения используются во взаимной связи со словесными и пра ...

Психологическая компетентность как компонент профессиональной деятельности
Как указывалось ранее профессионализм педагога, складывается из разных видов компетентностей. Следует сразу отметить, что зачастую педагогическая и психолого-педагогическая компетентности употребляются авторами как синонимы, что на наш взгляд не является верным. Рассмотрим определения разных авторо ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru