Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Страница 4

Но самое худшее оказывается в том, что один порок влечет за собой и другой: так трусость нередко оказывается сестрой жадности. Ведь забыл же мальчик страх, когда усидел свою удочку в руках незнакомой девочки, скатился же он тогда вниз, «не разбился и даже не поцарапался». Обо всем этом, решая поставленные учителем задачи, дети говорят на уроке сами.

Рассказы описательного характера читают несколько иначе.

Цель их чтения – сосредоточить произвольное внимание учащихся на объекте описания, активизировать память детей и показать им, как много интересного и красивого можно увидеть, наблюдая за окружающей жизнью: людьми, животными, предметами, явлениями.

В качестве образца работы с описательным рассказом хочу представить занятие, на котором читается «Еж» М. Пришвина.

Чтобы организовать произвольное внимание учащихся, весьма целесообразно до начала работы над текстом, выделить из общей массы описательного материала основной объект наблюдений, в данном случае ежа, показав детям живого зверька, чучело или хорошую иллюстрацию. Объект учащиеся должны хорошо рассмотреть, если есть возможность потрогать. Затем учитель проводит очень краткий фронтальный опрос:

– Что это за зверек? Где он живет? Чем питается? Полезен он или вреден?

Эти вопросы тоже призваны сосредоточить внимание учащихся на объекте, теперь с точки зрения имеющегося у детей запаса знаний. Поэтому ответы на вопросы предполагаются краткие, точные, без излишнего детализирования и без каких бы то ни было комментариев со стороны учителя, если общее направление ответов правильное.

Учитель начинает читать рассказ. Задача учащихся, слушая чтение, постараться представить себе, что будто бы то, о чем рассказал Пришвин, случилось именно с тем ежом, кони только что видели.

В процессе чтения описательных рассказов учитель ничего не комментирует, иллюстрации не показывает – словом, старается ничем не нарушить у учащихся процесса восприятия текста и работы творческого воображения. Учитель читает рассказ неторопливо, фиксируя внимание учащихся на интересных деталях и окрашивая чтение теми эмоциями, которые он мог бы испытывать, если бы все описанное происходило тут же, на его глазах.

Когда чтение закончено, учитель помогает ученикам разобраться в тех впечатлениях и переживаниях, которые вызвал у них текст. Чем хорош рассказ? Отчего так интересно было слушать? Что вызвало у вас улыбку? Благодаря этой беседе дети осознают, что не освоив рассказа, так бы и не узнали они о еже самого интересного (что он и «тупает», как машина, что плавает, страшно фыркает, топорщит иголки, но быстро привыкает к человеку и к новому жилью, если оно устроено ему по вкусу добрым, внимательным хозяином).

Убедившись, что рассказ понят детьми правильно и воспринят без значительных изъянов, в качестве заключительного этапа рекомендуется провести работу, связанную с уточнением словесных образов. А в этом отношении нет более удачного приема, чем иллюстрирование прочитанного по памяти и воображению, и прежде всего иллюстрирование словесное.

Памятка для создания рассказа и его написания.

Мы уже немало знаем из риторики, кое-что умеем. Теперь нужно собрать все свои знания вместе, все, что знаем и умеем, и применить к новому – рассказу.

Рассказ – малая эпическая жанровая форма художественной литературы – небольшое по объему изображенных явлений жизни, а отсюда и по объему текста, прозаическое произведение.

Подготовка к сочинению и создание рассказа, как и любое важное дело, имеют свои ступени, или шаги.

Писать стоит о таком событии, происшествии, которое автору хорошо известно и которое будет интересно и другим людям – читателям и слушателям. Значит, первый шаг – это выбор темы рассказа.

Каждый из детей выберет свою тему, например «На озере»: где расскажет от лица мальчика, как он с дедушкой ранним уловил рыбу. Это утро запомнилось ему навсегда!

Второй шаг – сбор и обдумывание материала. В уме нужно восстановить все то, что происходило, припомнить подробности – кто сделал, сказал… Можно делать записи и зарисовки.

Третий шаг. Работа над темой и материалом помогает выбрать заглавие рассказа. Оно должно быть кратким, выразительным. Хорошо, если в нем есть скрытый смысл и юмор. Озаглавим рассказ «На озере».

Четвертый шаг – составление плана из 3–5 частей, сначала начерно; краткий набросок основных событий. В дальнейшей работе над рассказом план может уточняться.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Виды и стадии рисования
Самая ранняя стадия — стадия лишенных смысла штрихов (стадия «марания», «каракулей»). Стадию «каракулей» считают сходной с гулением ребенка, которое возникает в процессе овладения ребенком «звуковой ...

Металлофон
В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Вс ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru