Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения

Литературное творчество младших школьников на уроках чтения

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, и в той или иной мере присуще всем людям. Но школа – это все же мир надежд и радости, где есть почва для развития литературного творчества и творческой деятельности младших школьников.

Задача современной школы – формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.

Одним из средств развития как личности, так и литературного творчества является литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Книга – многообразный разнообразный для воспитания, образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без специального обучения почти не осведомлен. Именно книга есть источник всего умного, доброго, красивого, что есть на земле, именно литература способна проникнуть в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств, она создает определенные незаменимые ценности. Именно литература – это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.

Характер и сила влияния произведений на людей зависит не только от идейных художественных качеств самого произведения, но и от особенностей читателя.

Развитие литературных творческих возможностей является одной из важных задач образования в целом и начального в частности. Ведь процесс воображения пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению. По проблеме развития воображения в творчестве младших школьников работали психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, В.А. Скоробогатова, Л.И. Коновалова, М.Г. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, В.А. Левин, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и мн. др.

Активизировать творчество младших школьников можно практически на любом уроке: на математике, музыке, рисовании, природоведении и др. Мы же остановимся на уроках чтения. Именно они, на наш взгляд, способствуют формированию творческих задатков. Большой вклад в решение проблемы внесли и вносят такие ученые, как М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий. Эти методисты большое внимание уделяют развитию детского литературного творчества и на его основе активизации таких познавательных интересов, как воображение, восприятие и другие.

Интересна с этой точки зрения организация работы с текстами и активизация развития младших школьников по системе Г.Н. Куйдиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Авторы этой программы вслед за Выготским Л.С. считают, что «Детское литературное творчество и художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития его воображения, эмоционально эстетической сферы, овладение речью». Эту же проблему рассматривают в своей программе «Литературное чтение» В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. Программа содержит блок «обогащение и развитие творческой деятельности, опыта, направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности». Авторы этой программы нацеливают на формирование умения «выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека и, наконец, предлагаются творческие задания для учащихся «способность учащихся полноценно воспринимать произведение на основе целенаправленной деятельности».

Творческая работа над произведениями будет только тогда воспринято и усвоено, когда при этом будет задействовано воображение. Младший школьный возраст – это самая благородная почва для посева. Чем раньше мы научим юного читателя глубоко чувствовать, образно мыслить, живо и непосредственно откликаться на все, что происходит вокруг, тем богаче, интереснее станут в дальнейшем его произведения. По мнению учителей, без эмоционального сопереживания не мыслим сколь ни будь успешный урок чтения. Поэтому в качестве исследования я выбрала следующую проблему:

как методически грамотно организовывают работу над литературным творчеством младших школьников.

Объект исследования

: учебный процесс на уроках чтения и литературном чтении.

Предмет исследования

: анализ работы над творчеством детей.

Цель исследования

: выявить возможные пути совершенствования над литературным творчеством младших школьников на уроках литературного чтения и чтения, с учетом активизации воображения младших школьников.

Опираясь на цели исследования, можно определить следующие задачи

:

1. Изучение литературы, методических рекомендаций, связанных с литературным творчеством и деятельностью школьников;

2. Изучение особенностей воображения младшего школьного возраста;

3. Проведение опытно-экспериментальной части исследования по совершенствованию работы над произведениями младших школьников;

4. Вычленение системы заданий, направленных на развитие литературного творчества, улучшению восприятия произведений.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

– анализ методической литературы по проблеме;

– анализ и обобщение педагогического опыта;

– целенаправленное наблюдение над процессом обучения учащихся;

– проведение уроков, диагностика учащихся поданной проблеме.

Вычленив объект исследования, предмет исследования, цель исследования, определив задачи по проблеме исследования, мы можем вывести гипотезу.

Гипотеза:

Если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие литературного творчества и активизацию воображения младшего школьника на уроках творчества, и заниматься этим в системе, то можно добиться более глубокого восприятия детьми произведений, а также повысить уровень общего и эстетического развития школьника и развития творческих способностей.

Похожие публикации:

Игрушки как средства общения и психического развития ребенка дошкольного возраста
В дошкольном возрасте сохраняется интерес к разнообразным игрушкам, позволяющим развивать игровые умения. Игрушка несет в себе функцию отвлечь и развеселить, но и обучить и привить какие либо полезные навыки. Это видно исходя из таблицы 3. Таблица 3 Тип игрушки Функция Наблюдения и рекомендации Мяг ...

Анализ родительских директив, оценки и установки от Широковой Г.А
Таблица 5 Негативные установки Последствия Позитивные установки - Не будешь слушаться, с тобой никто не будет дружить! Замкнутость, отчужденность, конформность, безынициативность, угодливость, льстивость, стереотипизация поведения - Будь собой, и тогда у тебя будет много друзей! - Горе ты мое! Зани ...

Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собо ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru