Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Возможности активизации воображения при работе над художественным произведением

Возможности активизации воображения при работе над художественным произведением

Страница 1

Итак, какие методы и приемы должен применять учитель на своем уроке, чтобы активизировать воображение младших школьников при работе над художественным произведением, при этом повысить качество восприятия художественного произведения?

Изображаются ли в методике новые приемы и методы? Нет. Вообще во всей системе обучения, направленной на общее развитие учащегося, новые методы, приемы как таковые не изобретаются. Но известные приемы преображаются в зависимости от того, на что они направлены. Преображается и сам урок. Главное на уроке – деятельность самих учащихся. Все методы работы, все вопросы и задания над повернуть так, чтобы дети жили на уроке, чтобы вопросы и задания вызывали вопросы души ребенка, его ума, чувств и воображения.

Никакая работа в классе по объяснению значения художественного слова не может заменить ярких, наглядных впечатлений самой жизни. Чтобы воспринять, почувствовать красоту образных выражений, их емкость, яркость изображения («Летит алмазная пыль», «И ветки золотые, что кудри завила»), надо увидеть, открыть эту красоту в жизни. Целесообразно иногда заменить план работы ради того, чтобы прочитать и осмыслить красоту стихотворения, соединив его восприятие с восприятием красоты жизни. Немаловажное значение приобретает формирование умений передавать впечатления от общения с природой с помощью высказываний и рисунков, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настроению.

Положительную роль в развитии воображения выполняют:

– рассматривание и описание сходных и различных предметов;

– проведение соревнований, конкурсов на лучшее сравнение;

– игры типа «Волшебное превращение вещей», которые помогают «оживить» реальные предметы, явления.

В активизации способностей учащихся полноценно воспринимать художественные произведения важную роль играет развитие умения воссоздать художественные образы литературного произведения на основе: «оживления» двух рядов представлений – реальных и образных. Воображение просто необходимо для восприятия художественное литературы. Вот что об этом сказал С.Я. Маршак: «Литературе также нужны талантливые читатели, как и талантливые писатели. Именно на них, на этих талантливых, чутких, обладающих творческим воображением читателей и рассчитывает автор, когда напрягает все свои душевные силы в поисках верного образа, верного поворота событий, верного действия, верного слова. Художник – автор берет на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим воображением художник – читатель».

Приведем несколько видов работ по активизации воображения на уроках чтения.

Пересказ творческого характера.

Известно, что различают два вида воображения – воссоздающее и творческое. Повторим, что сущность воссоздающего воображения состоит в том, чтобы по авторскому замыслу, по словесному описанию представить созданную писателем картину жизни (портрет, пейзаж, эпизод…)

Творческое воображение состоит в умении детально представить картину в словесном оформлении.

Оба этих вида воображения встречаются на уроках чтения при пересказах творческого характера.

Мы не будем останавливаться на выборочном, сжатом пересказах, на пересказах образцовых текстов, рассмотрим творческий пересказ как наиболее соответствующий развитию творческого воображения. В пересказе творческого характера перед школьниками специально ставится задача по перестройке и дополнению.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Компетенция ПКПП-2
Компетенция ПКПП-2 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-разв ...

Особенности практического метода
Метод означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность. Методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. Методы о ...

Анализ форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования
Программа изучения форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования (на примере МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»). Пояснительная записка. Данная программа предназначена для изучения форм организации социального воспитания подрос ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru