Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Возможности активизации воображения при работе над художественным произведением

Возможности активизации воображения при работе над художественным произведением

Страница 2

Известны следующие варианты творческой работы при пересказе:

пересказ с применением лица рассказчика;

пересказ от лица одного из персонажей;

пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами или деталями;

продолжение рассказа;

инсценирование рассказа;

словесное рисование.

М.Р. Львов в своей книге «Речь младших школьников и пути ее развития» замечает: «Пересказ с применением лица рассказчика еще неможет быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грамматический характер».

Однако замена первого лица третьим приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в рассказах от лица одного из персонажей, например пересказ сцены спасения воробышки от лица Пудика, затем от лица воробьихи–мамы и, наконец, от лица кошки (М. Горький «Воробышко»).

Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами. Так, уже в первом классе дети пересказывают рассказ Е. Ильиной «Только бы не закричать!» от себя, как будто бы все происшедшее в рассказе случилось с самим рассказчиком, то есть учеником или ученицей: «У меня очень болело ухо. Пришел доктор. Я ему говорю: «Отрежьте мне это проклятое ухо, доктор…»»

В третьем классе даются более сложные варианты, требующие творческих дополнений, а не только перестройки изложения. Подготовка к такому пересказу складывается из беседы, составления плана и отдельных частей текста. Затем третьеклассники составляют фрагменты по пунктам плана. Поскольку работа велика по объему, то подготовка полного рассказа может быть задана на дом.

Творческие дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых излагается судьба их любимых героев.

Дополнять пересказываемый текст можно также сопоставлениями с фактами, аналогично описанными, по известным ученику их других источников, а также выражением своего отношения к тому, о чем рассказано. Все эти творческие дополнения развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к тексту и его пересказу.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Современное понятие содержания образования, его цели и задачи
Образование во все времена было и остается соразмерным процессу исторического развития человеческого сообщества. Осмысление сущностных и глубинных целей образования и его содержания во все времена было и остается основным компонентом образовательного процесса - объективным требованием времени. Изуч ...

Формирование у учащихся интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений
Цель этого компонента — обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине и культурой межнациональных отношений. Основными средствами в решении этих задач являются обучение, а также различные формы внеклассной воспитательной работы. Чтобы ...

Разработка планов-конспектов уроков по модулю «Художественная обработка материалов»
Тема: Изготовление «Лоскутной куклы» 7 класс Цель: формировать у учащихся интерес шитью в стиле лоскутной технике; Задачи: - обучить приёмам лоскутной технике; - развивать сенсомоторику - согласование в работе глаза и руки, координацию движений, гибкости, точности в выполнении действий, стремление ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru