Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Возможности активизации воображения при работе над художественным произведением

Возможности активизации воображения при работе над художественным произведением

Страница 2

Известны следующие варианты творческой работы при пересказе:

пересказ с применением лица рассказчика;

пересказ от лица одного из персонажей;

пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами или деталями;

продолжение рассказа;

инсценирование рассказа;

словесное рисование.

М.Р. Львов в своей книге «Речь младших школьников и пути ее развития» замечает: «Пересказ с применением лица рассказчика еще неможет быть назван творческой работой, так как перестройка текста носит грамматический характер».

Однако замена первого лица третьим приводит к необходимости некоторых изменений в тексте.

Значительно выше творческий уровень работы учащихся в рассказах от лица одного из персонажей, например пересказ сцены спасения воробышки от лица Пудика, затем от лица воробьихи–мамы и, наконец, от лица кошки (М. Горький «Воробышко»).

Чтобы успешно справиться с таким пересказом, ученик должен войти в роль персонажа, понять его возраст, характер, взглянуть на события его глазами. Так, уже в первом классе дети пересказывают рассказ Е. Ильиной «Только бы не закричать!» от себя, как будто бы все происшедшее в рассказе случилось с самим рассказчиком, то есть учеником или ученицей: «У меня очень болело ухо. Пришел доктор. Я ему говорю: «Отрежьте мне это проклятое ухо, доктор…»»

В третьем классе даются более сложные варианты, требующие творческих дополнений, а не только перестройки изложения. Подготовка к такому пересказу складывается из беседы, составления плана и отдельных частей текста. Затем третьеклассники составляют фрагменты по пунктам плана. Поскольку работа велика по объему, то подготовка полного рассказа может быть задана на дом.

Творческие дополнения могут быть правильно сделаны лишь в том случае, если школьники поняли содержание рассказа и хорошо знают все обстоятельства, в которых протекает действие. Детей особенно привлекают такие дополнения, в которых излагается судьба их любимых героев.

Дополнять пересказываемый текст можно также сопоставлениями с фактами, аналогично описанными, по известным ученику их других источников, а также выражением своего отношения к тому, о чем рассказано. Все эти творческие дополнения развивают воображение школьников, стимулируют самостоятельную речь, повышают интерес к тексту и его пересказу.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков
Как научить детей творчески трудиться и мыслить? В том, что эта задача вполне реальна, и учить творчески трудиться – подлинная цель образования, едва ли могут быть сомнения. Опыт лучших педагогов подтверждает это. Ученики, которые считались неспособными, попав к талантливому преподавателю, начинают ...

Характеристика детей в школе-интернате II вида г. Читы для слабослышащих
Читинская областная школа-интернат II вида для слабослышащих детей была открыта в 1983 году. 1. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольн ...

Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста
В процессе социализации ребенок испытывает множество педагогических влияний, идущих от взрослых: родителей, старших членов семьи, воспитателей детского сада и т.д. (агентов социализации). Они действуют, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, и конкретный ребенок всегда оказывается в пе ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru