Педагогика » Эколого-краеведческое образование младших школьников » Понятие и сущность экологического образования младших школьников

Понятие и сущность экологического образования младших школьников

Страница 1

Под эколого – краеведческим образованием мы понимаем систему экологических знаний с краеведческой направленностью, поэтому в данной главе мы рассматриваем понятие «экологическое образование»; проблему изучения экологии и краеведения в начальной школе; анализируем программы по естественно – научному циклу и ХКК ГОСТ «естественно – научного цикла».

Одним из важных направлений, связанных с решением экологических проблем на современном этапе является экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Экологическое образование и в мире, и в России считается сегодня приоритетным направлением обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Конференция ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 году, обсуждавшая проблемы окружающей среды и развития образования, в своих документах и решениях также подчеркнула огромное значение экологического образования в реализации стратегии выживания и устойчивого развития человечества.

Ученые-педагоги уделяют большое внимание проблеме экологического образования и воспитания школьников. Её методологические и теоретические основы раскрыты в трудах Н.Ф. Виноградовой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.М. Кудрявцевой, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачева, В.В. Николиной, Л.П. Салеевой, А.П. Сидельковского, И.Т. Суравегиной, Л.В. Тарасова, С.В Алексеева, Л.Д. Бобылевой, Л.П. Буевой, Н.В. Добрецовой, Н.Ф. Винокуровой, В.Б. Калинина, В.А. Кобьшанского, Т.В. Кучер, О.Г Максимовой, Н.М. Матвеева, В.М. Минаевой, Н.Л. Панченко, Симоновой, С.И. Фоминой, И.В. Цветковой и др.

Учеными обоснована актуальность и взаимосвязь экологического образования и воспитания, раскрыта их сущность, задачи, содержание, принципы, формы и методы работы; дан анализ состояния, охарактеризован механизм разработанности тех или иных аспектов проблемы и т.д.

Вместе с тем следует отметить, что соотношение понятий «экологическое образование» и «экологическое воспитание» до сих пор остается в педагогике дискуссионной проблемой. Большинство ученых-педагогов (А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.П. Салеева, И.Т. Суравегина и др.) рассматривают «экологическое образование» как целенаправленное воздействие на личность с целью формирования ее мировоззрения, осознанного отношения к окружающему, вооружение ребенка экологическими знаниями, умениями, навыками. По их мнению, экологическое образование определяется такими понятиями, как «сознание — мышление — знание — деятельность»; экологическое воспитание же оперирует такими терминами как «ценности — отношение - поведение».

Согласно Концепции общего экологического образования экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение человека к окружающей социально-природной среде.

Школьное экологическое образование как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:

- формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;

- установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

То есть экологическое образование должно представлять целостную систему, охватывающую всю жизнь человека. Оно также ставит своей целью формирование мировоззрения, основанного на представлении о единстве с природой.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Характеристика отдельного ученика
В ходе педагогической практики в МОУ «Хохольский лицей», мною выбран Рацкевич Никита, ученик 9 «А» класса, 15 лет, общее физическое развитие нормальное, отклонений в состоянии здоровья нет, здоров. Условия жизни семьи благоприятные. Мама принимает активное участие в жизни и воспитании ребёнка. Семь ...

Сущность процесса социализации дошкольников
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно ...

Методика обучения игре
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выраж ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru