Педагогика » Эколого-краеведческое образование младших школьников » Понятие и сущность экологического образования младших школьников

Понятие и сущность экологического образования младших школьников

Страница 4

В целевой установке экологического образования отмечена и такая специфическая особенность - неразрывное единство чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека как важное условие становления у детей элементов экологической культуры.

Это сложный процесс, требующий решения следующих задач:

обучение - формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека; системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения;

воспитание потребностей (мотивов, побуждений), направленных на реализацию здорового образа жизни и улучшение состояния окружающей среды;

развитие интеллектуальной сферы - способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций; эмоциональной сферы - эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы - уверенности в возможности решить экологические проблемы; стремления распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды.

Эти задачи, очерченные в Концепции общего среднего экологического образования, приемлемы для всех возрастных этапов школьного обучения с обязательным учетом возрастных особенностей.

Впервые в мир знаний о природе дети попадают в начальной школе. Как дальше они будут относится к природе во многом будет зависеть от того, насколько они осознают ценность природы в жизни человека, многообразные связи его с природной средой, насколько глубоко воспитаны в них эстетические и нравственные отношения к природным объектам. Успешность экологического образования на начальном этапе во многом определяется возможностями использования в воспитательной работе природного окружения.

Осознание окружающей природы как ценности особого рода, обладающей способностью жизнеобеспечения, эстетическими, практическими и др. качествами, происходит на основе развертывания знаний о мире природы и об окружающей среде в целом

Довольно частое посещение природных объектов позволяет младшим школьникам визуально, без разъяснений со стороны учителя зафиксировать те нежелательные преобразования, которые происходят в природе. Для детей становятся очевидными огромные масштабы разрушений окружающей среды, и неадекватность мер, принимаемых для восстановления разрушенного. Возникающее при этом чувство переживания за судьбу окружающей природы создает нужный фон для развития ответственного к ней отношения, признаваемого в качестве одной из задач экологического образования.

Таким образом, Концепция общего экологического образования рассматривает его как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Главная ценность экологического образования как составной части естественно - научного - это воспитание личности, воплотившей в себе достижения мировой экологической культуры. При этом само экологическое образование выступает как развитие личности через приобщение к мировой экологической культуре, в том числе культуре сохранения и поддержания здоровья.

В качестве основных критериев экологической образованности, на наш взгляд, являются следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного , эстетического воспитания детей. С учетом общих требований нравс ...

Возрастные особенности памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование мнемичес ...

Виды, стратегии и направления профилактики наркомании
Профилактика зависимости от наркотиков и других психоактивных веществ - одно из важнейших и эффективных исправлений профилактики неинфекционной патологии. В целях профилактики употребления наркотиков важно проводить профилактические мероприятия. Профилактика зависимости от наркотиков и других психо ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru