Педагогика » Эколого-краеведческое образование младших школьников » Понятие и сущность экологического образования младших школьников

Понятие и сущность экологического образования младших школьников

Страница 2

Петросова, Голов, Сивоглазов выделяют следующие аспекты экологического образования:

• Знание экологических проблем и способов их разрешения;

• Развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке, улучшению состояния окружающей среды;

• Воспитание ценностных ориентаций экологического характера;

• Формирование мотивов, потребностей, привычек и целесообразного поведения и деятельности, способности научных и нравственных суждений по экологическим вопросам;

• Стремление к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

Высшей и конечной целью экологического образования и воспитания считается формирование эксцентрического типа экологического сознания, так как только сознание определяет поведенческие реакции человека, его поступки, выражающиеся в экологической культуре.

В настоящее время в педагогической науке ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования.

По мнению современных педагогов-экологов И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, И.Т. Суравегиной, А.П. Сидельковского содержание экологического образования представляет собой совокупность межпредметно-экологических идей, научных экологических и нравственно-экологических знаний (понятий, представлений, фактов), интеллектуальных и практических умений и навыков, социально выработанного опыта творческой деятельности, подлежащих усвоению учащимися в процессе формирования у них ответственного отношения к природе.

Содержание экологического образования системно-детерминировано и определяется многими социально-экономическими и психолого-педагогическими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:

- заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;

- потребность общества в экологически грамотных гражданах;

- состояние и достижения экологической науки;

- психологические закономерности умственной деятельности школьников;

- психолого-возрастные и познавательные особенности учащихся;

- общее состояние и тенденции развития общеобразовательной школы и общества в целом.

Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление. Конструирование и непрерывное совершенствование содержания образования есть проблема непреходящей социально-педагогической значимости.

Существуют основные тенденции развития теории и практики экологического образования школьников:

повышение роли экологического образования в решении современных экологических проблем, а также в целостном процессе формирования личности учащегося третьего тысячелетия;

активизация международного сотрудничества в сфере экологического воспитания молодежи и образования в области окружающей природной среды;

обеспечение органического единства обучения, внеклассной воспитательной работы, общественно-полезной деятельности учащихся по исследованию и охране окружающей природной среды;

перенос «центра тяжести» эколого-образовательной работы с внеклассных мероприятий на учебный процесс;

использование в процессе экологического образования элементов системного подхода, методов моделирования и историзма;

усиление ценностных аспектов содержания экологического образования;

экологизация учебного содержания предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов;

введение в учебные планы общеобразовательных школ специальных курсов экологического содержания;

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Направленность личности педагога
В личностной направленности педагога С.Н. Батракова выделяет 3 составляющие: социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную . Социально-нравственную направленность педагога определяютсоциальные потребности, чувство общественного долга, моральные иценностные ориентации, граж ...

Указатель оценки теста
В указатель включены данные ,полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет. Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10. Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для оп ...

Воспитание у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пон ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru