Педагогика » Классификации умений, формируемых в обучении истории

Классификации умений, формируемых в обучении истории

Страница 1

Умение – способность выполнять действия, приобретенные в результате обучения или жизненной практики. При дальнейшем упражнении умение может перейти в навык.

В разделе «Классификация умений в методике преподавания истории» представлено сопоставление классификаций по Н. Лошкаревой, которое само по себе может быть объектом рефлексии для пытливого читателя.

Отдельный раздел посвящен формированию умений для работы с письменным историческим источником (очень технологично с ориентацией на ребенка рассматриваются приемы и операции при работе с источником от разметки ксерокопии для работы на уроке и ответа на простые вопросы до анализа высокого уровня), обучению хронологической и пространственной локализации, чтению и интерпретации изображения, работе со схемами, статистическими данными, рациональным методам учения. При чтении этого раздела средний российский учитель, мне думается, на каждой странице имел бы повод спросить, где на все это взять время. Но все описанные приемы чрезвычайно просты, эффективны и интересны.

Логика построения стратегий такова. Школа должна сформировать обязательный минимум умений самостоятельной интеллектуальной деятельности у каждого учащегося, – следовательно, процесс формирования умений должен осуществляться в процессе обучения на уроках разных дисциплин с 1 по 11 классы. Оптимизировать объём и уровень этих умений можно и нужно в процессе факультативных занятий и других форм внеурочной жизнедеятельности учащихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и интересами.

Рождающийся в гимназии опыт, на мой взгляд, представляет интерес для руководителей и педагогов ОУ всех типов и видов. Надеюсь, что учителя гимназии сами сформулируют идеи собственного опыта в выступлениях на нашей НПК и в своих статьях. Я же пытаюсь лишь раскрыть сущность и практическую значимость стратегий.

Стратегия формирования умений самостоятельной интеллектуальной деятельности в процессе обучения на уроках в гимназии начинается с третьего класса. Важнейшим умением в этом возрасте мы считаем умение осмысленного чтения. Учитель высшей категории Н.С. Куимова считает, что чтение для ребенка на начальных этапах остается очень трудным делом, не приносящим удовлетворения от проделанной работы: информацией он и так перегружен, а эмоциональное воздействие на него льется потоком отовсюду. Наталия Семёновна ищет такие методы обучения чтению в третьем классе, которые позволят формировать умение осмыслять текст, находить в нём «свой», личностно-значимый смысл и при этом ребёнок должен получать радость, удовлетворение от процесса чтения именно от проникновения в смысл прочитанного. Изложить технологию такого обучения – дело самого учителя. Я свою задачу вижу в том, чтобы сформулировать практическую значимость рождающегося опыта. Технология осмысленного чтения важна, прежде всего, превращением ситуативного познавательного интереса, вызванного конкретным интересным текстом, в устойчивый интерес к самому процессу чтения как деятельности творческой, реализующей доминантные потребности возраста к самовыражению и самоутверждению своей личностной неповторимости. И не нужно бояться того, что часть детей в тексте выявляют не тот главный смысл, который видит в нём учитель. Наталия Семёновна совершенно справедливо утверждает: процесс учения невозможен без ошибок; оптимальный вариант, когда дети самостоятельно ищут и выявляют смыслы в присутствии учителя. Учитель предлагает сопоставить смыслы, увиденные разными детьми, сопоставить их. По её наблюдениям, именно собственные смыслы связывают ребенка с текстом и позволят ему оценить и сделать собственными личностными те смыслы, которые предложит учитель. Традиционная же методика ориентирует учителя открывать, «вещать» детям истинный смысл текста. Следовательно, практическая значимость анализируемой методики ещё и в том, что она создаёт условия для превращения каждого ребёнка в субъекта собственного учения. Ребёнок, читая, думает, мыслит, ищет и формулирует смысл прочитанного; учится сопоставлять (сравнивать) собственный смысл со смыслами, выявленными товарищами и учителем. А это уже процесс формирования аналитических умений. Не менее половины моих студентов даже на четвёртом курсе не имеют аналитических умений. Прочитав взгляды двух учёных, исповедующих разные научные школы, студенты с восторгом репродуктивно пересказывают эти взгляды, не умея их сопоставить, выявить сильные и слабые стороны каждого; не умея сделать осознанный выбор: чью научную школу они возьмут в основу собственного исследования и проектирования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитани ...

Алтайский государственный медицинский университет
АГМИ был создан в 1954 году для подготовки местных врачебных кадров в г.Барнауле. Для организации кафедр и учебного процесса в институт направлялись опытные преподаватели из других вузов страны (Лени ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru