Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Страница 1

В настоящее время большое значение приобретает поиск наиболее эффективных путей обучения, повышения качества усвоения знаний в школе, выявление внутренних резервов познавательной активности, мыслительных процессов и памяти учащихся. При использовании технологии кластери было выявлено то, что процесс запоминания учебной информации происходит намного эффективнее.

Память - не изолированная функция мозга, а активный психический процесс, включающийся как необходимый элемент в протекание всех познавательных процессов, обеспечивающий хранение и активную переработку воспринятой человеком информации. Память является одним из основных условий успешного обучения.

Современное понимание памяти заключается в том, что память является результатом познавательной активности субъекта, зависящей от глубины и широты проведенной им перцептивной и семантической обработки [14].

Характерным для психологии является исследование и рассмотрение памяти в ее единстве с деятельностью человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов и другие), в зависимости от целей, содержания и структуры деятельности, значимости ее для решения познавательных и практических задач, а также в связи с мотивационной и операциональной ее стороной.

Проведенное П.И. Зинченко сравнительное изучение непроизвольного и произвольного запоминания привело к очень важному выводу в современных условиях обучения (при возрастании объема программных знаний, умений и навыков учащихся процесс запоминания ухудшается): закономерности формирования познавательных и мнемических действий и особые условия их функционирования требуют выделения познавательных и мнемических задач, раздельного их выполнения.

Этот вывод указывает на необходимость сознательной ориентации в обучении не только на произвольное, но и на непроизвольное запоминание. Изучение учениками нового материала требует постановки перед ними познавательной задачи и активизации способов умственной деятельности, направленных на ее выполнение. Организация и стимуляция познавательной активности будут тем более необходимыми, чем более сложным и трудным для понимания является новый материал. Именно эти условия и будут благоприятными для непроизвольного запоминания. Оно достигает наибольшей продуктивности при выполнении такой познавательной задачи, материал которой требует от учеников развернутой, активной умственной работы: общей познавательной ориентировки в материале, осмысления, понимания материала, вычленения смысловых единиц, подлежащих запоминанию, заучивания этих единиц в процессе повторного их чтения и воспроизведения.

Важнейшим условием продуктивности памяти, опорой запоминания, является умственная активность человека, его мыслительная деятельность, заключающаяся в понимании воспринимаемой информации, т.е. в установлении связей (пространственных, временных, причинно-следственных, логических) тех предметов, явлений, о которых сообщается в теме урока. Мыслительная активность улучшается при использовании технологии кластери.

Современный подход к проблеме памяти указывает, что без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание полноценное усвоение знаний учащимися вообще невозможно. Все способы активизации мыслительной деятельности учащихся не только способствуют развитию их мышления, воображения, творческих способностей, мировоззрения и личности, но являются также необходимым и важным условием быстрого и эффективного приобретения знаний. Способы активизации мыслительной деятельности являются необходимым инструментом в работе учителя, направленным на то, чтобы каждый учащийся прочно овладел программными знаниями, умениями и навыками. В современных условиях, когда объем необходимых каждому человеку знаний, умений и навыков очень велик и постоянно возрастает, активная мыслительная деятельность учащихся становится важнейшим, фундаментальным условием их усвоения. Без нее усвоение большого объема необходимых знаний, умений и навыков просто не может быть достигнуто.

Именно отсутствие умения мыслительной (смысловой) обработки учебного материала, умения школьников работать с учебником, лежит в основе неумения школьников учиться, приводит к перегрузке учебной работой, неполным и непрочным знаниям.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Содержание «воспитательной деятельности»
Содержание воспитания - одна из наиболее спорных и противоречивых проблем в педагогической теории. Изучение ребенка предполагает наблюдения и специально организованные исследования физического состояния и духовного развития детей и определение на этой основе рациональных путей организации воспитате ...

Игровые обучающие ситуации с использованием литературных персонажей
У младших дошкольников много любимых, широко известных героев сказок и книг. Ряд из них — это ещё и герои мультфильмов. Биографические особенности таких литературных персонажей могут быть использованы в природоведческой тематике, для создания ситуаций, позволяющих уточнить или расширить представлен ...

Характеристика состояния выразительности речи у заикающихся детей дошкольного возраста
Для речи заикающихся дошкольников характерны особенности формирования ее выразительной стороны. Исследования Н.А.Рычковой моторных и речевых функций заикающихся дошкольников позволяют выделить 4 подгруппы детей: дети первой подгруппы имеют заикание, которое появляется на фоне нормального темпа речи ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru