Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся. Учитель в своей работе ориентируется на формирование обобщенных умений практической деятельности с помощью межпредметных связей. Такие умения соответствуют видам деятельности, общим для смежных предметов. Это умения расчетно-измерительной, вычислительной, графической, экспериментальной, конструкторской, прикладной и трудовой деятельности в предметах естественно-математического цикла. В предметах общественно-исторического цикла к практическим относятся умения речевой деятельности, умения работать с первоисточниками, художественные, умения, в которых слиты практические, познавательные и творческие действия. Практические умения характеризуют умения учащихся применять знания на практике, в ситуациях разной степени новизны и сложности. Общепредметные умения формируются на межпредметной основе, когда учителя различных предметов предъявляют к учащимся единые требования, исходя из общей структуры умений, последовательности выполняемых действий и этапов формирования и развития умений (показ образца действий, его осмысление, упражнение в его применении на материале разных предметов, закрепление при выполнении комплексных межпредметных заданий, в самостоятельных работах творческого характера).
Математика проникает во все области науки, важна её практическая направленность, обусловленная тем, что её предметом изучения являются фундаментальные структуры реального мира, пространственные формы и количественные отношения от простейших до самых сложных.
Один из методов, который применяется на своих уроках с целью осуществления межпредметной связи, это метод целесообразных задач. Сущность его сводится к подбору одной или двух задач межпредметного содержания и использование их на уроке.
Например.
Из меди, цинка и латуни приготовили сплав массой 3,9кг. В сплаве имеется 1,8кг меди, а масса латуни в 2 раза больше массы цинка. Сколько имеется латуни в сплаве?[3]
Ц – х кг
М – 1,8кг 3,9кг
Л – 2х кг
Решение:
х+2х+1,8=3,9
3х=3,9-1,8
х=0,7кг (цинк)
2×х=2×0,7=1,4кг (латунь)
Ответ: 1,4кг латуни.
Следующий метод — эвристический. С помощью этого метода дается возможность учащимся самостоятельно делать выводы, формулировать вопрос, составлять задачи, используя знания других предметов.
Например.
Задание этого типа направлены на развитие у учеников способности к систематизации и упорядочению тех сведений, которые даются в условии. «Какой квадратик на рисунке 3 надо закрасить, чтобы изображенная фигура оказалась состоящей из двух одинаковых частей?
В результате обсуждения и уточнения ответов учеников можно прийти к выявлению тех представлений, которые лежат в основе понятия осевой симметрии.
Точки А1 и А2 называются симметричными относительно прямой а (ось симметрии), если прямая а проходит через середину отрезка А1А2 и перпендикулярна к этому отрезку.
Опытно-экспериментальная работа по реализации дифференцированного подхода на
уроках математики
Опытно-экспериментальная работа проводилась во втором классе с детьми 8-9 лет, на примере конкретной темы НКМ: «Сложение и вычитание в пределах 100». Перед организацией опытно-экспериментальной работы с учителем данного класса мы провели беседу с целью выяснения особенностей учащихся. По итогам бес ...
Краткая характеристика детей младшего школьного
возраста
«Младший школьный возраст - период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отн ...
Декоративно-прикладное искусство как средство развития, творческой личности
Высокий художественный уровень творческого освоения всех доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и художественный труд рассматривается как необходимый элемент нравственного, умственного , эстетического воспитания детей. С учетом общих требований нравс ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.