Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Страница 2

Работа с учебником - сложное интеллектуальное умение, включающее в себя понимание текста и запоминание его смыслового содержания, которое происходит в результате активного преобразования текста с помощью определенных приемов: представления прочитанного в наглядно-образной форме, классификации и отбора материала, выделения основного содержания текста, перекомпоновки материала, добавления недостающих логических звеньев, составления плана.

В результате проделанной мыслительной работы во время составления кластера, происходит непроизвольное запоминание материала. На следующем этапе включается произвольное запоминание с применением мнемических приемов, среди которых наиболее распространенными являются выделение смысловых опорных пунктов, использование плана, наводящих вопросов для составления кластера и т.д.

Оказалось, что таким обобщенным умением владеют лишь единицы учащихся (стихийно такое умение формируется крайне редко). Основным способом работы школьников при подготовке домашних заданий является чтение и пересказ, иногда многократные, т.е. большинство учащихся проводит лишь самую поверхностную смысловую обработку материала, что и лежит в основе низкой эффективности его усвоения. Особенно это касается слабых школьников, которых объединяет отсутствие всякой смысловой обработки текста, приводящей к непониманию или к дословному его запоминанию и воспроизведению. От этого их знания бессистемны, поверхностны, они не могут дать краткий пересказ, и у них вызывает затруднение любой вопрос, требующий анализа прочитанного.

Таким образом, школьников нужно целенаправленно и систематически обучать приемам работы с учебным материалом, и это продолжает оставаться в высшей степени актуальным для практики школы. Одним из эффективных приёмов и является методика применения кластеров. Ученики изучает тему, перерабатывают её и вносят её в кластер.

Необходимым условием полноценного усвоения знаний является опора на активную мыслительную деятельность учащихся, направленную на переработку усваиваемого материала. С этой целью в психологии и педагогике разработан ряд приемов активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе усвоения знаний. Они весьма разнообразны и затрагивают разные стороны организации деятельности учеников на уроке. Комплексное и всестороннее использование этих приемов, как это делают лучшие учителя, создает условия для наиболее эффективного, сознательного усвоения знаний и их прочного запоминания.

Рассмотрим некоторые приемы активизации мыслительной деятельности учащихся и дадим краткую психологическую характеристику их роли в обеспечении прочности знаний.

В целях активизации мыслительных процессов учащихся при усвоении ими учебных знаний весьма эффективно использование приема сравнения, который повышает активность мысли учащихся, качество их знаний. Изучаемый материал при этом глубоко осознается, прочно запечатлевается в памяти.

Сравнение является не только основным условием продуктивности мыслительных процессов, но и условием осуществления полноценных аналитических и синтетических умственных операций.

Оно представляет собой умственную деятельность, в процессе которой происходит выделение отдельных признаков, нахождение общих и различных черт, свойственных различным вещам и явлениям, и на основе этого их обобщение, подведение под понятие, т.е. сравнение, выступает как обязательное условие всякой абстракции и всякого обобщения.

Умственная операция сравнения, позволяющая устанавливать признаки сходства и различия между предметами, явлениями, процессами, законами, глубоко влияет на мыслительную деятельность учащихся, на развитие их познавательных способностей. Учащиеся, не осознающие этой мыслительной операции, допускают много ошибок, приводят недостаточное число признаков сходства и различия сравниваемых объектов, не умеют выделять существенные признаки объектов, относят к существенным несущественные признаки или другие свойства объектов, перечисляют признаки, не сравнивая их друг с другом.

В этих случаях нарушается последовательность в выявлении сходства и различия, бессистемно подвергаются сравнению те или иные признаки без всякой связи друг с другом. Нередко вместо признаков сходства и различия даются определения понятий, указываются признаки, не имеющие самостоятельного значения, вытекающие из других. Учащиеся не всегда могут обобщать материал, выбирать основания для сравнения, а сравнивают, исходя из выделенных признаков объектов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Разработка системы оценивания знаний учащихся
Система оценивания знаний базируется на нескольких факторах: сложность выполняемых задач, общий уровень активность обучающегося в течение изучения курса, количество выполненных заданий, самостоятельное изучение материала, выполнение творческих заданий, если таковые имеются в наличии. Наиболее рацио ...

Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента
Для того чтобы учитель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих учеников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным (смотри параграф 1.2)). ...

Опытно-экспериментальное исследование социального развития младших дошкольников с нарушением слуха
Эксперимент по проблеме социализации глухих детей младшего возраста проводился на базе МДОУ № 115 компенсирующего вида г. Ульяновска с октября по декабрь месяцы 2007 года. В нём участвовало 6 детей младшей группы, так как комплектование детей с нарушениями слуха младшего возраста предусматривает им ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru