Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Страница 3

Психологические исследования показывают, что смешение учащимися понятий и правил, сходных по своим несущественным признакам, возникают в тех случаях, когда их различие не делается предметом осознания учащихся. При изучении влияния сходства заучиваемых материалов на их усвоение было показано, что сходство в заучиваемом материале оказывает как положительное, так и отрицательное действие на продуктивность запоминания. Это зависит от той деятельности, которую заучивающий осуществляет в процессе запоминания.

Важнейшую роль играет осознание сходства и различия в материале, сопоставление друг с другом как сходных, так и различающихся между собой частей (положительная роль перемежающегося противопоставления, по И.П. Павлову).

Наибольшие затруднения в запоминании сходного материала представляют те его части, которые обнаруживают лишь некоторое частичное сходство между собой, т.е. содержат в себе и нечто различное, что и должно быть четко осознано и противопоставлено друг другу, для того чтобы можно было избежать смешивания одного материала с другим, подмены их друг другом, путаницы, мешающей правильному запоминанию. Там, где сам материал не стимулирует такого сопоставления, оно должно вызываться и направляться специальной задачей, которую надо ставить перед тем, кто заучивает сходные материалы.

Это положение имеет существенное практическое значение, так как оно указывает на необходимость специальной организации деятельности учащихся в тех случаях, когда материалы сами не побуждают к осознанию в них сходства и различия. Одной группе школьников было задано выучить характеристику нескольких географических зон по учебнику. Учеников другой группы просили сопоставить эти зоны друг с другом, запоминания в этом случае не требовалось. Также сопоставленный материал схематично отображался в кластере. Проверка знаний на другой день показала, что ученики второй группы запомнили материал лучше, чем ученики первой группы.

Из этого следует, что, когда учитель пользуется приемом сравнения, он должен стремиться к тому, чтобы сделать сравнение максимально трудным. Если учащимся предлагается найти сходство, то хорошо подобрать такие предметы и явления, которые были бы максимально различными. Если же нужно найти различия, то следует подбирать, насколько это возможно, максимально сходные объекты и явления. Это обеспечит более глубокое и прочное запоминание сравниваемого материала, чем решение более легких задач.

Для эффективного усвоения и запоминания материала в школьной практике широко используется такой прием активизации познавательной деятельности учащихся, как наглядность и иллюстративность кластера: рассказ-беседа по кластеру, по схеме кластера, показ слайдов и т.д.

Однако сама по себе наглядность еще не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. А при составлении кластера как раз и происходит связь учебного материала с наглядным его отображением. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т.д.

Знания, извлекаемые учениками из наглядного объекта в процессе наблюдения под руководством учителя, представления учащихся об объекте формируются более дифференцирование, более точно в сознании учащихся репрезентировано соотношение между отдельными признаками и свойствами воспринимаемого объекта, лучше запоминается учебный материал, чем в том случае, когда наглядные средства служат лишь подтверждением или конкретизацией словесных сообщений учителя.

Работа в классе должна проводиться так, что обеспечивалась глубокая, многоплановая сравнительная обработка текста и наглядного материала путем осуществления сложной аналитико-синтетической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Особенности социальной адаптации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна - их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психических процессов, развивать у них жизненно необходимые навыки, чт ...

Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования знаний о безопасности жизни у детей старшей группы, был проведен констатирующий этап. Цель: подобрать диагностический инструментарий для выявления сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшег ...

Компетенция ПКД-4
Компетенция ПКД-4 – это профессиональная компетенция в образовательной деятельности в дошкольном образовании: «готов обеспечить соблюдение педагогических условий общения и развития дошкольников в образовательном учреждении». Под компетенцией ПКД-4 понимается способность обеспечивать соблюдение педа ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru