Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Страница 3

Психологические исследования показывают, что смешение учащимися понятий и правил, сходных по своим несущественным признакам, возникают в тех случаях, когда их различие не делается предметом осознания учащихся. При изучении влияния сходства заучиваемых материалов на их усвоение было показано, что сходство в заучиваемом материале оказывает как положительное, так и отрицательное действие на продуктивность запоминания. Это зависит от той деятельности, которую заучивающий осуществляет в процессе запоминания.

Важнейшую роль играет осознание сходства и различия в материале, сопоставление друг с другом как сходных, так и различающихся между собой частей (положительная роль перемежающегося противопоставления, по И.П. Павлову).

Наибольшие затруднения в запоминании сходного материала представляют те его части, которые обнаруживают лишь некоторое частичное сходство между собой, т.е. содержат в себе и нечто различное, что и должно быть четко осознано и противопоставлено друг другу, для того чтобы можно было избежать смешивания одного материала с другим, подмены их друг другом, путаницы, мешающей правильному запоминанию. Там, где сам материал не стимулирует такого сопоставления, оно должно вызываться и направляться специальной задачей, которую надо ставить перед тем, кто заучивает сходные материалы.

Это положение имеет существенное практическое значение, так как оно указывает на необходимость специальной организации деятельности учащихся в тех случаях, когда материалы сами не побуждают к осознанию в них сходства и различия. Одной группе школьников было задано выучить характеристику нескольких географических зон по учебнику. Учеников другой группы просили сопоставить эти зоны друг с другом, запоминания в этом случае не требовалось. Также сопоставленный материал схематично отображался в кластере. Проверка знаний на другой день показала, что ученики второй группы запомнили материал лучше, чем ученики первой группы.

Из этого следует, что, когда учитель пользуется приемом сравнения, он должен стремиться к тому, чтобы сделать сравнение максимально трудным. Если учащимся предлагается найти сходство, то хорошо подобрать такие предметы и явления, которые были бы максимально различными. Если же нужно найти различия, то следует подбирать, насколько это возможно, максимально сходные объекты и явления. Это обеспечит более глубокое и прочное запоминание сравниваемого материала, чем решение более легких задач.

Для эффективного усвоения и запоминания материала в школьной практике широко используется такой прием активизации познавательной деятельности учащихся, как наглядность и иллюстративность кластера: рассказ-беседа по кластеру, по схеме кластера, показ слайдов и т.д.

Однако сама по себе наглядность еще не обусловливает высокого уровня усвоения. Для этого необходима тесная взаимосвязь процессов восприятия с процессами мышления. Чем содержательнее, активнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет ее влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. А при составлении кластера как раз и происходит связь учебного материала с наглядным его отображением. Значительную роль при этом играют вопросы, задания, словесные пояснения учителя. Активность учащихся, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с активностью логической, дополненной постановкой вопросов и заданий, требующих выделения главного и второстепенного, установления причинно-следственных связей и т.д.

Знания, извлекаемые учениками из наглядного объекта в процессе наблюдения под руководством учителя, представления учащихся об объекте формируются более дифференцирование, более точно в сознании учащихся репрезентировано соотношение между отдельными признаками и свойствами воспринимаемого объекта, лучше запоминается учебный материал, чем в том случае, когда наглядные средства служат лишь подтверждением или конкретизацией словесных сообщений учителя.

Работа в классе должна проводиться так, что обеспечивалась глубокая, многоплановая сравнительная обработка текста и наглядного материала путем осуществления сложной аналитико-синтетической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Средства формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна
Формирования социальной адаптации у детей с синдромом Дауна происходит как на специальных занятиях, так и во время игры и специально организованной свободной деятельности, при выполнении режимных моментов. Игра и свободная деятельность. Основным видом самостоятельной деятельности дошкольника являет ...

Констатирующий этап проведения исследования
Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 2 группы младших школьников: экспериментальная (3 «А» класс, 27 чел., педагог Недбайлова Е.В.), контрольна ...

Средства развития интегративного качества "физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками"
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в не ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru