Педагогика » Формирование знаний у детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасности жизни методом проблемных ситуаций » Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

Анализ исходного уровня сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Проанализировав психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования знаний о безопасности жизни у детей старшей группы, был проведен констатирующий этап.

Цель: подобрать диагностический инструментарий для выявления сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать диагностический инструмент для изучения сформированности знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста.

2. Организовать обследование детей старшей группы.

3. Сделать анализ результатов обследования.

Для определения качества знаний были использованы исследования И.Я. Лернера.

Полнота знаний – объем программных знаний о безопасности жизни.

Показатель – содержание и количество знаний о безопасности жизни.

Глубина знаний – установление существенных связей, отражающих сущность явлений. Глубина предполагает существенность связей. Чем существенней эти связи, тем больше они отражают сущность явлений более высокого порядка, тем больше глубина знаний.

Показатель:

1. используется помощь воспитателя при установлении связей

2. существенность связей.

Уровень усвоения знаний:

Низкий уровень: ребенок вычленяет существенные особенности объектов только с помощью взрослого, делает ошибки в обобщении, переходя на не существенные, но привлекательные признаки; содержание описательного рассказа неполно отражает особенности объекта; средства языковой выразительности не используются; количество знакомых объектов ниже среднего до 3.

Средний уровень: ребенок вычленяет существенные признаки самостоятельно и осуществляет группировку объектов с небольшой помощью взрослого; составление описательного рассказа о правилах поведения требует помощи взрослого для отражения в рассказе особенностей объекта; указывает об опасности подстерегающих на дороге, называет 4-5 правил дорожного движения для пешеходов.

Высокий уровень: ребенок доказывает правильность обобщений, самостоятельно группируя объекты по разным признакам; самостоятельно составляет полный описательный рассказ об объекте; речь выразительна, богата эпитетами; количество знакомых объектов 6-8.

Обследование уровня сформированности знаний у детей старшей группы осуществлялось по нескольким методикам.

В ходе интервьюирования выяснялся уровень полноты знаний о правилах безопасного поведения. Обследование проводилось в индивидуальной форме в свободное время. Для проведения создавалась спокойная, доброжелательная обстановка.

Для диагностики использовались вопросы к детям:

1. Как называется часть улицы, по которой едут машины?

2. Как называется часть улицы, отведенная для пешеходов?

3. Кого называют пешеходом?

4. Где безопасно переходить улицу?

5. Как найти место перехода улицы?

6. Как перейти через дорогу?

7. Что обозначает красный (зеленый, желтый) сигнал светофора для пешеходов, водителей?

8. Как нужно переходить улицу вблизи остановки маршрутного транспорта?

9. Почему нельзя играть на дороге?

Вторая методика позволяла выявить глубину знаний о безопасном поведении у детей старшего дошкольного возраста. Методика предусматривала выполнение детьми диагностического задания «Расскажи, что не так». Ребенку предлагалась серия картинок, на которых были изображены различные ситуации поведения людей на улице, при переходе через дорогу, нахождения рядом с проезжей частью, поведения детей на дороге, нужно было рассмотреть и объяснить, что правильно или неправильно делали люди.

Беседа проводилась в свободное время после занятий, на прогулке, во 2 половину дня в индивидуальной форме. Результаты рассказа заносились в протокол (Прил. 1).

Количественный анализ уровня сформированности знаний детей на констатирующем этапе

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Методика преподавания истории в 6-ом классе
Курс истории в 6 классе содержит систему знаний, раскрывающую общественную жизнь прошлого в ее многогранности, а ход истории как последовательную цепь фактов, являвшихся следствиями предшествующих и причинами последующих фактов. В курсах истории древнего мира, мировой исторический процесс раскрывае ...

Способы проблемного обучения в начальной школе
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения в начальной школе, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения. Первая закономерность состоит в том, что ...

Экскурсия как форма обучения
Начало развития экскурсионного дела в России приходится на II половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н.И. Новиков, Ф.И. Янкович де Мериево, В.Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей «прогулок в природу». Эти идеи черпались ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru