Педагогика » Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников » Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 1

История исследования детей с ЗПР имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: ″отстающие в педагогическом отношении″, ″псевдонормальные″, ″запоздавшие″ и др. в отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобных состояний существовали такие определения, как ″слабоодаренные дети″ (В.П.Кащенко), ″умственно недоразвитые″, находящиеся между дебилами и нормальными детьми (П.П.Блонский). Термин ″задержка психического развития″ предложен Г.Е.Сухаревой.

В наше время понятие ″задержка психического развития″ (ЗПР) употребляется по отношению к детям с минимальными органическими повреждениями или функциональной недостаточностью нервной системы, а также длительно находящимися в условиях социальной депривации.

Р.Д.Тригер, рассматривая психологические особенности социализации детей с ЗПР, определяет детей данной категории как не имеющих нарушений отдельных анализаторов и не являющихся умственно отсталыми, но отличающихся от других детей тем, что испытывают трудности при обучение по общеобразовательным программам.

В психологическом словаре ЗПР характеризуется как особый тип аномалии психического развития.

Возникновение аномалий развития связано с действием, как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и различных наследственных влияний.

Специальное комплексное изучение ЗПР как специфической аномалии детского развития развернулось в отечественной психологии в 60-70 гг. ХХ века. Это было вызвано возросшими образовательными проблемами, связанными с переходом на новые усложненные программы.

При разработке теоретических основ изучения детей с ЗПР использовались идеи Л.С.Выготского, базирующиеся на оценке качественных новообразований каждого возрастного периода, что в итоге определило принципы научных отечественных исследований во многих областях психологии.

В настоящее время достигнуты большие успехи в клиническом и психолого-педагогическом изучении детей с ЗПР. Исследования отечественных ученых позволили дать подробную клиническую характеристику детей этой категории. Установлена клиническая неоднородность детей с ЗПР и выделены различные ее формы: психический и психофизический инфантилизм, рано возникшие астенические и церебрастенические состояния.

Важным этапом в изучении детей с ЗПР стали исследования К.С.Лебединской и сотрудников ее лаборатории в 70-80 гг. Ею была предложена классификация детей с ЗПР на основе этиологического принципа:

-задержка психического развития конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм – эмоциональная и личностная незрелость);

- задержка психического развития соматогенного генеза, возникающая при заболеваниях сердца, почек, эндокринной и пищеварительной систем;

- задержка психического развития психогенного генеза, возникающая под длительным воздействием психотравмирующих факторов (безнадзорность, гиперопека);

- задержка психического развития церебрально-органического генеза – незрелость или поврежденность ряда психических функций.

Клинические исследования направлены на изучение причин и клинико-нейрофизических механизмов отклонений в развитии и обусловленной ими психопатологической симптоматики, а также на выделение клинических вариантов ЗПР.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова
АлтГТУ - один из крупнейших ВУЗов России и признанный в Алтайском крае центр образования, науки и культуры - образован на базе Запорожского машиностроительного института, эвакуированного в г. Барнаул в конце 1941 г. 23 февраля 1942 г. в ВУЗе возобновились учебные занятия. Первым директором ВУЗа был ...

Урок анализа и синтеза по разделу Древний Восток
Одним из основных типов урока истории является урок анализа и синтеза, на котором осуществляется обобщение, повторение, систематизация и детализация знаний учащихся, полученных ими в результате изучения темы, раздела или курса в целом. На пример обобщающе-повторительного урока, по разделу Древний В ...

Экологическое воспитание как социально-педагогическая проблема
Глобальные проблемы современности, несущие угрозу жизни и человеческой цивилизации, вызвали необходимость экологического образования, призванного реализовать идеи становящегося экологически информационного общества. Поиск путей гармонического взаимодействия общества и природы приводит к интенсивном ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru