Педагогика » Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников » Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Страница 2

Рассматривая клинический аспект, Н.Ю.Борякова отмечает следующие характерности детей с ЗПР:

- незрелость сложность форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств;

-эмоционально-волевая незрелость, выраженная в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов;

- недоразвитие межличностных компонентов;

- низкая устойчивость нервной системы к умственным и физическим нагрузкам;

- неустойчивость эмоционального тонуса, характеризующегося резкой сменой настроения, плаксивостью, склонностью к апатии;

- хорошая механическая память, многоречивость, склонность к рассуждениям, ошибочно принимаемым как развитость;

- гипердинамический синдром, выраженный в общей двигательной расторможенности, повышенной возбудимости, импульсивностью поступков.

В отличие от клинической классификации психолого-педагогическую классификацию построить трудно в связи с тем, что категории детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальном проявлении в психолого-педагогическом плане неоднородна.

Психолого-педагогический аспект характеризуется:

- нарушением общей и тонкой моторики, страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация);

- нарушения в развитии высших психических функций: памяти, внимания. Мышления и т.д.;

- общее недоразвитие речи – дефекты звукопроизношения, недостатки фонематического восприятия, грамматического строя речи, ограниченный словарный запас;

- низкое развитие игровой деятельности;

- несформированы все структурные компоненты учебной деятельности.

Психологи, медики, изучающие детей с ЗПР, отмечают, что у них значительно ослаблены ″социальные возможности личности″, низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезадаптивными формами взаимодействия – отчуждение, избеганием или конфликтом (В.В.Коноваленко, Л.М.Шипицина, К.С.Лебединская и др.). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми – их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с ЗПР. В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с отклонениями.

Таким образом, анализируя особенности психического развития рассматриваемой категории детей, можно сделать следующий вывод:

Задержка психического развития затрагивает всю психическую сферу ребенка, и, по существу, является системным дефектом. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода. Необходимо сформировать полноценный базис для становления высших психических функций и обеспечить специальные психолого-педагогические условия, необходимые для их формирования.

Более глубокое изучение задержки психического развития у ребенка, проникновение в структуру этого дефекта, необходимо для оказания адекватной коррекционной помощи.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей детей
Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В психологической науке выделяют ряд теоретических подходов к трактовке природы интеллекта, одним из них я ...

Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок все воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближает к игре. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобр ...

Формирование устной речи у дошкольников в сюжетно-ролевой игре
Для проведения констатирующего эксперимента мы взяли две группы детей контрольную и экспериментальную. В основу проведения нижеописанных методик были положены следующие параметры измерения уровня речевого развития детей: - выявление объема активного словаря, - выявление состояния звукопроизношения, ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru