Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Страница 5

Опытными учителями высоко оценивается психолого-педагогическое значение такого приема активизации мыслительной деятельности, как постановка перед учащимися цели урока. Учителя-мастера почти на всех уроках (94 %) ставят четкие цели, которые отражают главное содержание урока.

Этот прием имеет не только общее активизирующее значение. Основной его смысл в том, что, зная цель урока, ученики мысленно постоянно соотносят с ней сообщаемые учителем положения, примеры, выводы. Процесс такого соотнесения, анализа получаемых сведений способствует формированию у учащихся полноценной системы знаний, являющейся важным условием эффективного запоминания материала.

Аналогичен психологический смысл приема связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью, теории с практикой и практики с теорией. Изучаемый материал, таким образом, включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их при этом еще более расчленными и упорядоченными.

Психологически эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении кластеров. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. Кластеры, выполненные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, организуют внимание детей к объяснению учителя, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой - объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти. В.Ф. Шаталов описывает факт, как встретившийся ему через 17 лет бывший ученик сам предложил перечислить все свойства квадрата и из десяти свойств правильно назвал девять.

Рассмотренные приемы активизации мыслительной деятельности имеют много общего, и в основе их эффективности лежат одни и те же причины. Все приемы возбуждают познавательную потребность учащихся и стимулируют их к глубокой обработке ранее усвоенных и новых сведений, что обязательно требует вовлечения в работу многих элементов уже имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти. Вместе с тем познавательная потребность и аналитико-синтетическая деятельность ведут к включению активирующих систем мозга, а решение познавательной проблемы и ответ на нешаблонный вопрос - к включению систем подкрепления. Все это и обеспечивает эффективное и прочное усвоение материала.

Вместе с тем нельзя не отметить, что применение этих приемов требует от учителя высокой квалификации и постоянного внимания к оценке результатов мыслительной деятельности учащихся. Поскольку у учащихся, особенно в средних классах, еще не сформировались системы оценки правильности решения задач и ответов на вопросы, оценкам и коррективам учителя здесь принадлежит ведущая роль. Ведь ученик может оценить как правильный ошибочный или только частично верный ответ. В таком случае система подкрепления все равно может включиться, что приведет к фиксации в памяти неправильного хода решения. То же самое может произойти, если учитель по невнимательности подкрепляет своим одобрением неправильный или не вполне точный ответ ученика.

Серьезное значение и этот аспект, что применение приемов технологии кластери вызывает мыслительную активность учащихся, заставляет нас задуматься о внедрении данной технологии в учебный процесс.

Если процессы памяти и запоминания учебной информации с применением технологии кластери возрастают, то это является значимым и необходимым этапом в проведении уроков географии. Успеваемость, качество будет только возрастать, и это будет благоприятно отражаться на личности самого учащегося.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в., он, в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характе ...

Сущность социального воспитания подростков в учреждении дополнительного образования
Социальное воспитание- взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях в процессе планомерного создания условий для его относительно целенаправленного позитивного развития и духовно-ценностной ориентации. Социальное воспитание - составная часть относительно контролируемой со ...

Теоретико-методические основы разработки комплекса подвижных игр направленного на формирование техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов
На этапе начального освоения двигательных действий подвижные игры считаются одним из самых действенных педагогических средств, при условии, правильного их подбора в соответствии с решением поставленных задач на конкретном занятии. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физическог ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru