Педагогика » Организация проведения уроков географии с использованием технологии "Кластеры" в 7 классе » Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Способы развития мыслительных процессов и памяти учащихся с помощью технологии кластери

Страница 5

Опытными учителями высоко оценивается психолого-педагогическое значение такого приема активизации мыслительной деятельности, как постановка перед учащимися цели урока. Учителя-мастера почти на всех уроках (94 %) ставят четкие цели, которые отражают главное содержание урока.

Этот прием имеет не только общее активизирующее значение. Основной его смысл в том, что, зная цель урока, ученики мысленно постоянно соотносят с ней сообщаемые учителем положения, примеры, выводы. Процесс такого соотнесения, анализа получаемых сведений способствует формированию у учащихся полноценной системы знаний, являющейся важным условием эффективного запоминания материала.

Аналогичен психологический смысл приема связывания изучаемого материала с жизненным опытом учащихся, с окружающей действительностью, теории с практикой и практики с теорией. Изучаемый материал, таким образом, включается в систему уже имеющихся у учащихся знаний, делая их при этом еще более расчленными и упорядоченными.

Психологически эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении кластеров. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. Кластеры, выполненные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, организуют внимание детей к объяснению учителя, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой - объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти. В.Ф. Шаталов описывает факт, как встретившийся ему через 17 лет бывший ученик сам предложил перечислить все свойства квадрата и из десяти свойств правильно назвал девять.

Рассмотренные приемы активизации мыслительной деятельности имеют много общего, и в основе их эффективности лежат одни и те же причины. Все приемы возбуждают познавательную потребность учащихся и стимулируют их к глубокой обработке ранее усвоенных и новых сведений, что обязательно требует вовлечения в работу многих элементов уже имеющихся знаний, хранящихся в долговременной памяти. Вместе с тем познавательная потребность и аналитико-синтетическая деятельность ведут к включению активирующих систем мозга, а решение познавательной проблемы и ответ на нешаблонный вопрос - к включению систем подкрепления. Все это и обеспечивает эффективное и прочное усвоение материала.

Вместе с тем нельзя не отметить, что применение этих приемов требует от учителя высокой квалификации и постоянного внимания к оценке результатов мыслительной деятельности учащихся. Поскольку у учащихся, особенно в средних классах, еще не сформировались системы оценки правильности решения задач и ответов на вопросы, оценкам и коррективам учителя здесь принадлежит ведущая роль. Ведь ученик может оценить как правильный ошибочный или только частично верный ответ. В таком случае система подкрепления все равно может включиться, что приведет к фиксации в памяти неправильного хода решения. То же самое может произойти, если учитель по невнимательности подкрепляет своим одобрением неправильный или не вполне точный ответ ученика.

Серьезное значение и этот аспект, что применение приемов технологии кластери вызывает мыслительную активность учащихся, заставляет нас задуматься о внедрении данной технологии в учебный процесс.

Если процессы памяти и запоминания учебной информации с применением технологии кластери возрастают, то это является значимым и необходимым этапом в проведении уроков географии. Успеваемость, качество будет только возрастать, и это будет благоприятно отражаться на личности самого учащегося.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Похожие публикации:

Понятие экологического воспитания
На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На ...

Главный труд Локка и его значение в истории педагогики
В истории педагогики имеет громадное значение не столько спе-щально-педагогический трактат Локка, сколько главный его фило-софско-психологический труд, - „Опыт о человеческом разуме". Он составил эпоху в развитии философских идей и положил начало эмпирической психологии. Сущность его содержани ...

Методика формирования литературного творчества младших школьников
Л.С. Выготский, М.С. Коган, Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, рассматривая анализ философский и психолого-педагогической литературы позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые ма ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru