Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Литературное творчество

Литературное творчество

Страница 1

Литературное творчество

– литературная деятельность человека, заключающаяся в создании новых имеющих общественное значение, духовных ценностей литературных произведений с помощью устного и письменного слова.

В одной школе, которая называется «гимназией», старшеклассники организовали клуб «Вешние всходы». А в начальных классах его отделение под названием «Ручеек». Все члены этого клуба обязательно что-то пишут. Здесь есть и поэты, и прозаики, и журналисты, и художники-иллюстраторы, есть чтецы-мастера художественного чтения, и актеры, которые не раз выступали на сцене.

Но также бывает такое настроение, когда хочется побыть одному. Отдохнуть от шума, крика, о чем-то подумать. В такие минуты кто-то напишет письмо другу, кто-то примется за свой дневник – запишет в него свои мысли, передаст свое настроение (Приложение №1), кто-то займется рисованием, лепкой. Кто-то сочинит стихотворение – так рождаются лучшие стихи о чувствах и природе. («Первый снег упал на землю»; конкурс на лучшее сочинение «Знай и умей»; репортаж – «В библиотеке» и т.д.).

У кого-то возникает желание написать рассказ, статью, очерк. Все это – творчество, созидание, все это – от души (Приложение №2).

Чему же нужно научить ребенка, чтобы творить? Опираясь на суждения Виталия Бианки, можно ответить на вопрос:

– Нужно научиться удивляться всему, будто видишь все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все чудо. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил.

– Нужно научиться видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться) – так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка. Нужно научить видеть с закрытыми глазами: источник художественного творчества – память.

– Нужно научить мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

Чтобы творить, следует еще научиться:

– Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла)

– Создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Работу с ребенком нужно строить таким образом, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка. В семье, где стиль выбран неправильно, творческое развитие ребенка может пойти двумя путями:

1-ый путь – приучившийся только выполнять задания взрослых, ребенок полностью утратит способность к творчеству

2-ой путь – ребенок может творчески раскрыться вне дома, если ему повезет и встретится хороший педагог, в противном случае талант может быть загублен.

Еще одним исследователем литературного творчества и основоположенцем также является и К.Д. Ушинский.

Ушинский за время своего творчества занимался проблемой единства обучения и воспитания, считая их механическое разделение недопустимым.

После знакомства с императрицей Ушинский был обязан назначению инспектором в Смольный институт, где он провел несколько плодотворных лет своей жизни. Здесь была написана работа «Детский мир» (1861 г.), «Родное слово» (1864), в которых реализуются его взгляды на обучение родному языку. Константин Дмитриевич выдвинул блестящую идею сочетания овладения ребенком языком с изучением конкретных явлений, которые интересны и доступны его пониманию. Впервые в педагогической науке создавалась целостная система знаний, которая позволяла ребенку овладеть языком, развивая одновременно его мыслительные и творческие способности и расширяя кругозор. Это было настоящим открытием, плодами которого мы пользуемся и сегодня.

Для расширения этих идея в практике школы потребовалось создание принципиально новых учебных книг, которыми стали «Детский мир», «Родное слово». Читая их, невольно удивляешься простоте подобранных текстов и рассказов. Именно эта простота говорит о гениальности автора, чьи книги и сегодня, через полтора века, интересны ребенку, затрагивают его чувства, заставляют думать. Более того, по мысли Ушинского, уже самая первая книга для чтения должна быть и «преддверием серьезной науки, так, чтобы ученики, прочитав ее с учителем, приобрели любовь к серьезному занятию наукой».

Работа по этим книгам не помешала Ушинскому активно проводить реформы в Смольном институте. Пение, иностранные языки, рукоделие, составлявшие основное содержание обучения, отошли на второй план, уступив место серьезному изучению русского языка, литературы, естественных наук. Изменились и методы обучения, среди которых стали широко применяться различные творческие работы. Принципиальное значение имела организация для учениц последнего курса педагогического класса, что давало им возможность лучше подготовиться к жизни в обществе и семье.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Методические рекомендации по развитию выразительности речи у заикающихся дошкольников
Работа по формированию интонационных характеристик у заикающихся дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихо ...

Активизация познавательной деятельности на уроках географии с помощью технологии кластери
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без ...

Глубокое и прочное овладение знаниями — важнейшая предпосылка воспитания научного мировоззрения
Исходным в воспитании мировоззрения учащихся является положение о том, что в структуре мировоззрения определяющую роль играет взаимосвязь научной истины, взглядов и убеждений. Отсюда следует, что основой, фундаментом, на котором базируется научное мировоззрение, являются научные знания. Чтобы быть ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru