Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Педагогический аспект творческой деятельности учащихся

Педагогический аспект творческой деятельности учащихся

Страница 1

Можно считать общепризнанным положение о том, что творчество учащихся (и руководство педагогов этой деятельностью) имеет своей конечной целью не столько создание определенного продукта, имеющего общественно полезную значимость, сколько познавательный и воспитательный эффект – формирование знаний, умений интересов и склонностей, развитие способностей личности.

Педагогический аспект творчества характеризуется рядом субъективных факторов: спецификой самого процесса творчества, эмоциональностью, развитием личности индивида, ростом его мастерства. Эти факторы в полной мере присущи и творческой деятельности учащихся. Поэтому именно педагогический аспект придает важность творчеству в школьном возрасте. Различные виды любительских увлечений играют огромную роль в образовании, воспитании и развитии подрастающего поколения, поэтому необходимо включение школьников в творческую деятельность как в процессе изучения основ наук, так и во внеклассной работе.

Опыт учителей, организующих творческую деятельность учащихся, а также проводимые в этом направлении специальные исследования, позволяет указать основные условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся и рекомендовать оправдавшие себя на практике пути решения этой проблемы. К ним относятся

– приложения в учебном процессе методов, содействующих развитию у учащихся логического мышления, инициативы, активности и самостоятельности;

– включение элементов исследования в различные виды учебной деятельности учащихся;

– организация индивидуальных учебных занятий творческого характера.

Беда нашей школы и нашего общества в том, что целые поколения прошли мимо искусства, в том, что литература в нашей школе с самых первых классов преподавалась не как искусство, а лишь с целью познания различных явлений, событий, праздников и т.п. Методика была направлена на главным образом на усвоение этих знаний.

В методике долгое время ведется борьба с логилизированным чтением художественной литературы. При логилизированном чтении главное внимание учителя и учащихся сосредотачивается на уяснении сюжета 0 событийных связей с помощью многочисленных вопросов: что, где, куда, почему? С помощью этих вопросов выявляются логические связи произведений, и это является основной работой над его пониманием. Далее идет словарная работа: уясняются все непонятные, с точки зрения логики познания, слова, в том числе и художественные средства – опять же путем их логического толкования, то есть художественные средства – опять же путем их логического толкования, то есть художественное слово перевести на бытовой, нехудожественный язык, именуя и заглушая тем самым его художественный смысл. Устное рисование, которое тоже превращается часто в перевод художественного образа в его пересказ простыми словами, мало что добавляет к пониманию художественного произведения.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и технологию обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и вводит а круг чтения младших школьников преимущественно художественные тексты. Он акцентирует внимание учителя и детей на том, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип в его специфическом преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализу художественного текста. Он требует, чтобы на первый план был выдвинут художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Отличной особенностью программы литературного чтения является введение ее содержания раздела: «Опыт творческой деятельности и опыт направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности». Введение такого раздела в программу привело к включению в процесс обучения тех приемов и способов деятельности детей, которые помогают им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей, ибо чтение прежде всего сотворчество. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер, при чтения человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Особенности корейского искусства хандигырим
Центр Корейского бумажного искусства знакомит Россию с уникальным направлением корейского народного искусства, основанного на использовании уникальной бумаги ручного производства. Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельност ...

Представление теоретической модели Л.М. Ковалевой и Ю.А. Александровского совместно с методикой диагностики процесса адаптации
В таблице представлено 9 показателей адаптации учащихся в школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (5 уровней); страх (5 уровней); двигательна ...

Воспитание у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов
Это весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пон ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru