Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Мудрые мысли в старинных книгах

Мудрые мысли в старинных книгах

Страница 1

Вечер. За окном сумерки. А в комнате тихо, тепло. Я читаю книгу «В океане света».

Звонок в дверь. Моя подруга Лера. Она зовет меня покататься с горки: «Пойдем, Даша, зря ты тратишь время на эту книгу. Я понимаю, когда ты читаешь о животных, растениях, планетах». «Ну уж, не скажи, – возражая я. – Вот, например «Поучение Владимира Мономаха детям». Оно меня буквально захватило. Что ни строка, то руководство к действию. В нем Мономах дает советы детям, как жить. Ты же видишь, Лера, как много у нас людей, нуждающихся в нашей помощи. А я, как бы сквозь века, слышу его голос: «Везде, куда вы пойдете и где остановитесь, накормите просящего. Всего же более убогих не забывайте и подавайте сироте».

– Ну что, Лера, ты согласна? Ведь это мудро! А главное, мы можем помочь кому-то.

– Пожалуй, Даша, я тоже внимательно прочитаю «Поучение». Ты меня убедила. (Даша Золотарева)

Как я был великаном

Мне мама говорила, что можно загадывать разные желания, когда видишь падающую звезду. Так я стал великаном. Мне нравилось строить дома, делать тоннели, катать детей на ладонях.

Но великаном быть неудобно. ЧЯ ломал деревья, дома, топтал сады, огороды и даже кошек и собак. Меня стали бояться, не любить. Очень плохо быть одиноким и никому не нужным. И в следующий звездопад я вновь загадал желание и снова стал нормальным человеком. (Миша Вологжин)

В журнале «Начальная школа» №7 за 2000 г. представлена статья Л.Б. Константиновой «Развитие творческих способностей младших школьников».

Вот всем известное стихотворение С. Есенина «Черемуха».

– Я читал!

– Я знаю! – галдят ученики, прочитав тему на доске. Учитель предлагает послушать стихотворение еще раз:

– Может быть, мы откроем в нем сегодня что-то новое. Учитель читает, а детские губы беззвучно шепчут вместе с ним знакомые строки.

– О чем это стихотворение? Какова его тема?

– О черемухе! О весне! – раздаются ответы.

– Прочитайте третью строфу, – говорит учитель. – Что такое проталинка? Может ли цвести черемуха, когда кругом лежит снег? Значит, для поэта важна не природоведческая точность, не описание цветущей черемухи, а что-то другое. Попробуем определить тему и идею этого хорошо вам известного стихотворения.

Учитель напоминает детям, что природа в стихах Есенина живет своей особой жизнью, она обретает способность думать, мечтать, грустить и радоваться. Предлагается прочитать две первые строфы и сказать, какой характер у черемухи? (Она очень красивая, величественная. Она гордится своей красотой).

– Как выдумаете, черемухе хочется, чтобы ее заметили, обратили внимание на ее красоту, любовались ею? (Она «завила» свои ветви, «что кудри», хочет быть еще прекраснее. Она источает аромат, привлекает к себе внимание).

Работая над третьей строфой, дети сравнивают ее ритм с началом стихотворения.

– Чей характер передается с помощью ритма в третьей строфе? (Маленького, непоседливого, говорливого ручья. Ритм помогает представить, как вода пробирается между корней).

При анализе последней строфы детям задается вопрос, откуда у «маленького ручья» берется «гремучая волна»? Ответ предлагается найти в четвертой строфе.

– Почему после описания маленького ручья поэт вновь обращается к рассказу о черемухе? Изменится ли что-нибудь, если изменить композицию стихотворения: сначала поместить все строфы о черемухе, а потом о ручье? Гремучая волна появилась у ручья после того, как он увидел черемуху. Ее красота придала ему силы и он «ей песенки поет», вкрадчиво, любуясь черемухой.

Так при анализе композиции стихотворения раскрываются отношения черемухи и ручья, их переживания. Последняя серия вопросов учителя направлена на то, чтобы выяснить, на кого похожа черемуха и кого напоминает ручей, почему именно ручей описывает поэт, а не реку или озеро?

Итак, ученики под руководством учителя делают вывод, что это стихотворение не только о черемухе, о весне. В нем говорится еще и о любви, о двух началах в природе: женском – несущем красоту и покой, и мужском – полном движения, стремления к переменам. И пока они существуют, существует и жизнь.

На уроке дети вместе с учителем наблюдают, как «сделано» художественное произведение, знакомятся со способами выражения эмоций, характеристики персонажей, с композицией произведения, а затем создается речевая ситуация, ставится речевая задача и идет поиск средств ее решения. При этом дети не копируют текст-образец, а используют аналогичные языковые средства, в ходе решения собственной задачи. Так, прочитав рассказ Л.Н. Толстого «На что мыши нужны», учащиеся составляют рассказ по аналогии «На что воробьи нужны». Вот некоторые из работ учеников 2 класса.

На что воробьи нужны

Никогда не думала об этом: зачем воробьи нужны? Маленькие серенькие птички, только и делают, что стаями летают да шумят сильно. Чирик да чирик. И все. А может, они на самом деле зачем-нибудь нужны? Надо подумать.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Таблицы в обобщении знаний
Важную роль в преподавании истории играют таблицы, в методической литературе им уделяется очень мало внимания. В таблицах, как правило, может содержаться самый разнообразный материал: рисунки, схемы, ...

История развития педагогической диагностики
Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики. Этот инструментарий был с ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru