Л.С. Выготский, М.С. Коган, Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, рассматривая анализ философский и психолого-педагогической литературы позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества.
И.Я. Ларнер выделил черты творческой деятельности:
· самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
· видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;
· видение новой функции знакомого объекта;
· умение видеть альтернативу решения;
· умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;
· умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.
Наиболее важными считаются признаки творчества:
– литературное творчество как высшая форма самостоятельной деятельности;
– литературное творчество как результат деятельности, характеризующийся новизной и ценностью для субъекта и общества;
– литературное творчество как многомерный синтез, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и иррационального.
Эти признаки были выведены Г.Я. Шишмаренковой.
Способность к самостоятельной творческой деятельности не развивается произвольно, сама по себе, в процессе учебной деятельности. Многие ученые исследователи: Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Э.Ф. Зеер и авторы учебников: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Н.В. Ладыженская, Л.Г. Петерсон, О.В. Пронина – сходятся во мнении, что развитие индивидуального литературного творчества требует значительных усилий как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика.
Успех данного процесса во многом зависит от слаженности, взаимодействия – интеграции нескольких учебных дисциплин, поскольку, будучи высшей формой человеческой деятельности, литературное творчество требует предварительно длительной подготовки, высокого интеллектуального напряжения, углубленного критического мышления, богатого воображения, положительной мотивации, самостоятельности и самоорганизованности.
Справедливости ради отметим, что для педагогики данная проблема не нова. Идеи интеграции в процессе обучения в развитии творческих способностей младших школьников в общей системе дидактики и методике предполагает осмысление ее функций в свете общего развития ребенка, формирования всесторонне развитой личности, что является актуальным на современном этапе развития общества. Все идеи интеграции берут свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Каменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным, а частичным, но единым и целым».
На уроках литературы дети учатся быть квалифицированными писателями, читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся «маленькими писателями», способных выражать в слове свои впечатления, переживания. Умение анализировать литературное произведение – умение творческое, учитель должен найти решение сам, здесь нет готовых рецептов. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Литературное творчество или творческая деятельность – по выражению Л.С. Выготского, мы называем такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающим в самом человеке.
Подростковый возраст. Специфика возраста
Границы и само определение подросткового возраста – проблема, по поводу которой дискутируют многие авторы не один десяток лет. Что в основе подростничества, чем этот возраст отличается от предыдущих и последующих, чем определяются границы возраста, каковы новообразования, ведущая деятельность, каки ...
Народные игры с точки зрения этнопедагогики
Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду. Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов Росс ...
Диагностика уровня развития восприятия национальной
хореографической культуры
Для проведения исследования нами были выбрана группа наблюдения. Выборка составила 20 человек. Это подростки, посещающая занятия танцем в Детском танцевальном коллективе при Нижегородском Центре эстетического воспитания «Калинка». Эта группа, посещающая занятия современным танцем вначале исследован ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.