Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Методика формирования литературного творчества младших школьников

Методика формирования литературного творчества младших школьников

Страница 1

Л.С. Выготский, М.С. Коган, Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, рассматривая анализ философский и психолого-педагогической литературы позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые материальные и духовные ценности, способствующие дальнейшему прогрессу человечества.

И.Я. Ларнер выделил черты творческой деятельности:

· самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;

· видение новых проблем в знакомых, стандартных условиях;

· видение новой функции знакомого объекта;

· умение видеть альтернативу решения;

· умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы в новый способ;

· умение создавать оригинальные способы решения при наличии уже известных.

Наиболее важными считаются признаки творчества:

– литературное творчество как высшая форма самостоятельной деятельности;

– литературное творчество как результат деятельности, характеризующийся новизной и ценностью для субъекта и общества;

– литературное творчество как многомерный синтез, диалектическое единство осознанного и неосознанного, рационального и иррационального.

Эти признаки были выведены Г.Я. Шишмаренковой.

Способность к самостоятельной творческой деятельности не развивается произвольно, сама по себе, в процессе учебной деятельности. Многие ученые исследователи: Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Э.Ф. Зеер и авторы учебников: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А. Вахрушев, А.В. Горячев, Н.В. Ладыженская, Л.Г. Петерсон, О.В. Пронина – сходятся во мнении, что развитие индивидуального литературного творчества требует значительных усилий как со стороны учителя, так и со стороны самого ученика.

Успех данного процесса во многом зависит от слаженности, взаимодействия – интеграции нескольких учебных дисциплин, поскольку, будучи высшей формой человеческой деятельности, литературное творчество требует предварительно длительной подготовки, высокого интеллектуального напряжения, углубленного критического мышления, богатого воображения, положительной мотивации, самостоятельности и самоорганизованности.

Справедливости ради отметим, что для педагогики данная проблема не нова. Идеи интеграции в процессе обучения в развитии творческих способностей младших школьников в общей системе дидактики и методике предполагает осмысление ее функций в свете общего развития ребенка, формирования всесторонне развитой личности, что является актуальным на современном этапе развития общества. Все идеи интеграции берут свое начало в трудах великого дидакта Я.А. Каменского, утверждавшего: «Все, что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным, а частичным, но единым и целым».

На уроках литературы дети учатся быть квалифицированными писателями, читателями, полноценно воспринимающими искусство слова, приобретают умение анализировать художественный текст, сами становятся «маленькими писателями», способных выражать в слове свои впечатления, переживания. Умение анализировать литературное произведение – умение творческое, учитель должен найти решение сам, здесь нет готовых рецептов. Овладение этим умением происходит в процессе творческой деятельности, чтения и анализа. Литературное творчество или творческая деятельность – по выражению Л.С. Выготского, мы называем такую деятельность, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающим в самом человеке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Опытно-экспериментальная работа по реализации дифференцированного подхода на уроках математики
Опытно-экспериментальная работа проводилась во втором классе с детьми 8-9 лет, на примере конкретной темы НКМ: «Сложение и вычитание в пределах 100». Перед организацией опытно-экспериментальной работы с учителем данного класса мы провели беседу с целью выяснения особенностей учащихся. По итогам бес ...

История развития педагогической диагностики
Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики. Этот инструментарий был создан в течение последних ста лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизите ...

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеко ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru