1-й уровень: репродуктивно-подражательный
. Выбрать нужное слово из предложенных двух:
Бы-бы-бы – на дворе стоят… (столы? столбы?)
Ре-ре-ре – стоит домик на… (реке? горе?)
2-й уровень: поисково-исполнительский
. Закончить фразу самостоятельно, подобрать рифмующиеся слоги:
Лу-лу-лу-лу начинаем мы
Ш… – ж… – ж… – ш… наши буквы хороши.
Лы-ли-ры-мы – подбираем рифмы _
Ж… – з… – з… кончилась гроза. («Букварь» под ред. Н.В. Нечаевой)
3-й уровень: инициативно-творческий.
Придумать свою сгороговорку.
Приведу примеры чистоговорок, сочиненных учащимися 1 «Г» класса гимназии №1 г. Североморска (1997/1998 уч. г.):
Ги-ки-ги-ки – любим мы играть в снежки (Москалюк Юрий)
Пы-бы-пы-бы – с папой мы нашли грибы. (Барашкова Алина)
Разноуровневые творческие задания подбираю так, что при единой познавательной цели и общем программном материале они отличаются разной степенью трудности. К достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Таким образом выделяются дети, выбирающие задания инициативно-творческого уровня. Одновременно выявляются склонности к интеллектуальному творческому труду, способности ребят к стихосложению.
В процессе сочинения чистоговорок первоклассники сделали важное открытие: каждую строчку можно прохлопать, слова заменить хлопками (на счет 4). Так дети самостоятельно выходят на вторую особенность стихотворной речи – наличие ритма
.
С целью развития слухового внимания и чувства ритма использую ритмические диктанты. Ребята приходят к выводу: размеренность, ритмичность стиха создается определенным повторением ударных и безударных слогов в строке.
Творческие способности детей продолжаю развивать при изучении считалок. Использую методические рекомендации к работе по программе «Речь» (авторы Л.Д. Мали, О.С. Арямова, С.А. Климова, Н.С. Пескова). Предлагаю разноуровневые задания.
1-й уровень: репродуктивно-подражательный
. Сочинить считалку, подобрав рифмы из правого столбика:
Раз у нашего Степана караулил кот _
А когда настал, кот сидит – сметаны _
Помогите-ка, поищите с ним
(обед, нет, Степану, сметану)
2-й уровень: поисково-исполнительский
. Предлагаются два варианта.
Первый вариант. Даны рифмы. Подобрать подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась считалка:
Раз, два, три, четыре!
_ квартире,
_ пили,
_ били,
_ платили,
_ платить,
_ водить.
Второй вариант. Сочинить считалку поданным началу и концу:
Шли зайчата на базар
Говори поскорей,
Не задерживай людей.
3-й уровень: инициативно-творческий
. Сочинить свою считалку.
Приведу примеры считалок, сочиненных детьми моего 1 «Г» класса в 1997 г.
Считалки поданным рифмам:
Раз, два, три, четыре!
Мы ходили по квартире.
Мы не ели, мы не пили,
Пешеходами мы были.
Будешь ты у нас платить.
Будешь ты у нас водить. (Волкова Дарья)
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили, чашки били,
И налоги не платили.
Кот заставил их платить.
Выходи, тебе водить. (Шерстобитов Алексей)
Считалки поданным началу и концу:
Тар-тар-тар-тар!
Шли зайчата на баз
Покупать себе товар.
Повстречался им комар.
Он купил себе на ножки
Очень модные сапожки.
Средства развития
интегративного качества "физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками"
Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций организма человека. В узком значении – обозначает антропометрические и биометрические показатели: рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, характер и величина изгибов позвоночника и др. В широком понимании в не ...
Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью
технологии кластери
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфичес ...
Развитие творческого потенциала учащихся на внеклассных занятиях
Два мира есть у человека: Один который нас творил, Другой, который мы от века Творим по мере наших сил. Н.Заболоцкий. Основная цель внеурочных занятий по технологии - содействовать наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и развития детей: связи обучения с жизнью, познания детьми ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.