Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Страница 3

Например, эпизод 1. Заяц за разговором не заметил лежавшей поперек дороги палки, споткнулся об нее, рассердился, пнул в сердцах палку ногой, а Еж поднял палку, закинул ее себе на плечо и побежал догонять Зайца.

Каждая деталь здесь полна значения и учитель читает так, чтобы, кроме любопытства, у детей формировалось и отношение к героям: Заяц быстрый. Но не излишне ли? Вот споткнулся о палку, сразу же рассердился на нее. И он почти тут же забыл о своей досаде, и уже удивляется, зачем Ежу палка, и фыркает: какой в ней толк. Ежик медлительный, рассудительный, наверное хороший. Иначе зачем же он стал Зайца догонять? Но не жаден ли он?

Так учитель должен вести работу над сказкой от эпизода к эпизоду, от факта к факту. И оказывается, что Заяц, хотя и быстр, и как будто бы ловок, а все время попадает впросак и вынужден удивляться тому, как увалень Ежик справляется с возникающими перед ним трудностями.

В чтении сказки учителем должен быть передан и мелкий юмор необычных ситуаций, и чувство сострадания к неразумному зайцу, и страх за героев, встретившихся в лесу с кровожадным Волком, но главное – глубокое удовлетворение от того, что нет неразрешимых трудностей, если рядом друг с умной головой и добрым сердцем.

Прочитав сказку, крайне важно выяснить, кто из героев мил детям и чем именно мил. Как правило, в названной сказке к концу чтения все ученики без исключения начинают симпатизировать Ежу, но разобраться в истоках своей симпатии до конца не могут. То, что Еж умный, детям очевидно; то, что он добр, они признают, вспоминая эпизод с птенчиками, а вот отношение Ежа к Зайцу для детей не является столь же ясным. Привыкнув все делить на доброе и злое, на хорошее и плохое, они, посчитав Ежа хорошим, Зайца к «плохим»: он и хвастун, и зазнайка… От прежнего положительного отношения к Зайцу не осталось и следа.

– Почему же Еж все время помогает Зайцу? Может быть напрасно? Ведь Заяц нередко насмехается над Ежом.

Вопрос об этом непременно должен ставиться перед учащимися – в нем смысл дискуссии. И ученики, заново переживая эпизоды сказки, обращаясь к тексту, должны его решить правильно: добрый и умный Еж, пропуская мимо ушей обидные заячьи «дразнилки», сам хуже от этого не становится, а Зайца учит ценить добро и делать добро другим. И вывод из сказки дети принимают не просто умом, а и сердцем: только тот и хорош по-настоящему, с кем длинная дорога вдвое короче, а трудности вдвое легче.

Очень полезен при работе над сказкой прием инсценирования учащимися отдельных эпизодов по памяти. Начинать его можно и на уроке, если осталось время, а продолжать на занятиях группой учащихся «Играя сказку», перевоплощаясь в ее героев, дети уточняют собственные переживания и собственно хорошо уясняют себе ее смысл.

3. Работа над рассказом

Методика беседы – дискуссия в связи с чтением сюжетного рассказа сочетает в себе особенности работы как с загадкой, так и со сказкой, потому что:

Рассказы – это случай из действительной жизни, которая сама по себе – цепь более или менее сложных задач для решения. Конкретные особенности этой методики можно проследить, проанализировав, например, беседу, завершающую чтение рассказа Л. Пантелеева «Трус».

Перед его героем, приехавшим в Крым маленьким мальчиком, возникает реальная жизненная трудность: высокий, крутой, скользкий берег, по которому мальчик начал спускаться, а внизу – огромные острые камни…И он испугался…

– Достаточно ли этого, чтобы назвать человека обидным, полным презрения словом «трус»? А если нет, то в чем главная вина мальчика, почему все-таки писатель называет его этим словом?

Все эти вопросы и должны взволновать вас, познакомившись с рассказом.

Сначала дети не испытали никаких сомнений, утверждая, что трус – это мальчик, который испугался спускаться вниз. Учитель ставит перед детьми задачу:

– Посмотрите, какой здесь высокий, обрывистый берег. Разве не страшно, не трудно спускаться вниз?

Ребята рассматривают картинку и высказывают, что действительно страшно, даже очень страшно!

= А все-таки мальчик трус. Почему же? – рассуждает учитель.

И постепенно, обращаясь к деталям текста, учащиеся осознают, что испугаться может всякий, испуг еще не стыд. Стыд, позор – это трусость, т.е. неумение обуздать свой страх, найти разумный выход из положения, когда ни назад, ни вперед.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Хакасские пословицы и поговорки как этнокультурное явление
Современная ситуация в России привела к переоценке духовно-нравственных ценностей в связи с утратой многих традиционных ценностей. В поиске лучших народных традиций воспитания личности целесообразно пересмотреть исторически сложившиеся модели воспитания, одной из оптимальных моделей органично вписы ...

Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявля ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru