Основной целью физического образования школьников является обеспечение полноценного, гармонического физического развития и укрепление здоровья. Это положение закреплено в Законе "Об образовании", в соответствии с которым здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Роль физической культуры в сохранении здоровья, особенно детей и подростков, переоценить невозможно. Согласно современным представлениям, формирование ребенка идет под воздействием двух факторов: генетических (унаследованных) и средовых (воздействие окружающей среды).
Влияние занятий физическими упражнениями может считаться положительным, если в процессе этого решаются некоторые или большинство из следующих задач:
1. Удовлетворяется потребность ребенка в естественной двигательной активности.
2. Оказывается помощь в освоении им жизненно важных двигательных умений и навыков (формирование школы движений).
3. Укрепляется опорно-двигательный аппарат, повышаются возможности функциональных систем организма.
4. Обеспечивается профилактика анатомо-морфологических нарушений.
1. Обеспечивается повышение резистивности к патогенным факторам внешней среды.
2. Осуществляется освоение техники и формирование привычки к занятиям определенными видами физических упражнений, использование которых позволит сохранить здоровье и работоспособность на протяжении всей жизни человека.
3. Формируются положительные психологические черты личности.
4. Осуществляется интеллектуальное и эстетическое развитие ребенка.
5. Достигается рекреационный эффект (активный отдых, развлечение).
Достигается эффект реабилитации (восстановление после перенесенных травм и заболеваний).
Важную, роль играет формирование техники выполнения спортивных соревновательных движений, соответствующих умений и навыков, осуществляемый отбор и спортивная ориентация наиболее одаренных в двигательной сфере детей.
Таблица 1.
Распределение средств физической культуры в соответствии с видами двигательной деятельности и общей направленности занятий
|
Направленность занятий |
Виды двигательной деятельности |
Группы средств физической культуры |
|
1. Образовательная |
"Школа движений" |
Строевые упражнения, стойки, положения и движения частей тела, вольные упражнения, танцевальные движения |
|
Основные движения |
Ходьба, бег, прыжки, метания, лазанья, переноска груза, упражнения в седах, в упорах и висах, взаимодействия с партнером/противником | |
|
Элементы спортивных упражнений |
Элементы легкой атлетики, акробатических упражнений, художественной, спортивной и атлетической гимнастики, спортивных игр, единоборств | |
|
2. Развивающе-оздоровительная |
Формирующие |
Упражнения на осанку, профилактику плоскостопия, создания "мышечного корсета" туловища, гармонизация соотношения силы мышечных групп |
|
Ловкость и координация |
Физические упражнения для формирования способности оценивать пространственные, динамические и временные характеристики движений, для развития координационных движений рук, ног, туловища, упражнения в равновесии | |
|
Быстрота Сила |
Различные виды игр и эстафет с элементами бега и прыжков, быстрых перестроений и смен положений тела, броски, метания. Все виды игр и эстафет, в которых используются активные амплитудные движения с высокой скоростью или частотой движений. Специальные упражнения с собственным весом и спортивными снарядами для развития статической и динамической силы основных мышечных групп туловища и конечностей | |
|
Выносливость |
Ходьба, бег в сочетании с ходьбой, бег, беговые подвижные и спортивные игры, длительное выполнение различных комплексов упражнений с вовлечением в работу большой мышечной массы | |
|
Гибкость |
Физические упражнения на развитие пассивной и активной гибкости позвоночника и подвижности в суставах | |
|
3. Воспитательная |
Проявление психических и личностных качеств |
Моделирование соответствующей ситуации на физкультурных занятиях и при спортивной деятельности |
Этапы развития дошкольника
1 год – появляются однословные предложения; 1 год 3 месяца – запас слов до 30; 1 год 6 месяцев – запас слов до 40 – 60, легко повторяет часто слышимые слова; 1.5 – 2 года - первый период вопросов «что это?», «куда?», «где?»; 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагател ...
Компетенция ПКПП-11
Компетенция ПКПП-11 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопр ...
Системный
подход. Основные характеристики
Общенаучная методология может быть представлена системным подходом, отражающим всеобщую связь с и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности. Он ориентирует исследователя и практика на необходимость подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.