Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Организация работы по формированию у младших школьников умения оценивать творческие работы

Организация работы по формированию у младших школьников умения оценивать творческие работы

Страница 4

Молодец Вася!

Текст для анализа

Колышек

Вася Серов бежал в школу. Он спотыкнулся и упал во весь ростом. Он посмотрел и увидал палочку втыкнутую в землю он встал отряхнул одежду и побежал. Мальчик Вася встал и подумал, что другие люди тоже могут упасть. Он пошел обратно и вынул колышек. И только потом побежал в школу. Вася молодец!

- О чем вы должны помнить, оценивая творческую работу? (Когда мы оцениваем работу, то ищем в ней хорошее и ищем ошибки.)

- С чего вы начнете оценивать данное изложение? (Сначала найдем достоинства, а потом недостатки.)

- С какими ошибками мы познакомились на прошлом занятии? (Такими, которые неправильного говорят, например ихний.)

- Постарайтесь найти и выписать из текста именно те слова, которые неправильно образованы и словосочетания, в которых нет согласованности между словами.

Анализировали текст 19 учеников.

Работа над достоинствами текста не вызвала у учащихся больших затруднений. 16 учащимся (84,2%) удалось правильно определить все положительные стороны изложения (раскрытие темы, последовательность передачи содержания, отсутствие искажения авторского текста, связность предложений между собой). 3 (15,7%) ученика увидели искажение авторского текста. В ходе беседы они аргументировали свой выбор тем, что в тексте много слов не таких, как их написал автор. В ходе анализа текста, было выявлено, что слова, которые использовал ученик в изложении, не влекут за собой изменения смысла текста, значит, не искажают его содержание и ошибкой не являются. Наибольшие затруднения у учащихся вызвала работа над недостатками изложения. Ученики смогли найти в тексте и правильно классифицировать грамматические ошибки в образовании слов спотыкнулся и втыкнутую. Однако, 17(89,4%) учащихся указали на ошибку в словосочетании: упал во весь ростом, но трактовали её так же, как ошибку в образовании слова. Самым сложным для учеников было определение в тексте ошибки в построении предложения (Он посмотрел и увидал палочку втыкнутую в землю он встал отряхнул одежду и побежал.) Хотя именно в этом предложении 11 учеников (57,8%) указали на повтор слова он. Два ученика (10,5%) не сумели выделить грамматические ошибки в тексте изложения. Работа над выделением недостатков изложения показала, что учащиеся легко находят в тексте грамматические ошибки, но затрудняются в определении вида ошибки.

Занятие 3: Определение речевых ошибок и недочетов в тексте сочинения.

Цель: Познакомить учащихся с речевыми ошибками и недочетами. Развивать умение выделять в тексте достоинства.

- Работая над изложениями и сочинениями, учащиеся чаще всего допускают ошибки на пропуск слов, ввод лишнего слова, употребление слова в несвойственном ему значении. Такие ошибки называются речевыми. Цель нашего занятия – научиться находить в тексте речевые ошибки.

Снег теперь уже не тот.

Пришла весна. Солнце стало пригревать своими теплыми лучами. Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и животные.

Только он один огорчился. Не рад он весне. Зимой снег был белым, пушистым, блестящим. А сейчас снег стал грязным, черным. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями. Достанут яркие лучи солнца его все равно. Скоро снег совсем растает.

Ребята выбежали на улицу и стали пускать кораблики. Здравствуй, весна-красна!]

В ходе работы учащиеся сначала выделяли достоинства, предложенного текста, по плану «Оценочного листа», затем выделяли в тексте ошибки. При выделении достоинств сочинения особое внимание было уделено использованию в нем точных слов и выражений, интересных сравнений.

– Какие сравнения использует ученик в своем сочинении? (Весна - красна, снег белый, пушистый, блестящий.)

– Какие слова использованы в тексте, чтобы описать действия солнца, снега? (Солнце пригревает, лучи достанут, снег прячется.) Использование в тексте интересных сравнений и точных выражений помогает нам точнее увидеть картину, описанную автором.

– Какие ошибки вы нашли в тексте сочинения? (В предложении Только он один огорчился непонятно о ком идет речь, надо написать слово снег.)

– Эту ошибку мы относим к разряду речевых ошибок, в которых местоимение употребляется раньше, чем слово, которое оно называет. Отметьте эту ошибку в «Оценочном листе».

– Какие ещё ошибки допущены в сочинении? (В предложениях Зимой снег был белым, пушистым, блестящим. А сейчас снег стал грязным. Прячется снег от солнца под кустами и деревьями повторяется несколько раз слово снег.) Эта ошибка относится к речевым недочетам. Отметим её в «Оценочном листе».

– Можете ли вы ещё назвать ошибки в тексте? (В предложении Достанут яркие лучи солнца его все равно слова надо поменять местами.) Нарушение порядка слов в предложении тоже относится к речевым недочетам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru