В ходе формирующего эксперимента было выделено два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап предполагал овладение учащимися содержанием оценочной деятельности в процессе работы над сочинением и изложением и включал:
1) ознакомление учащихся с содержанием оценочной деятельности (критериями оценки творческих работ);
2) ознакомление учащихся с «Оценочным листом», который будет использоваться на этапе формирующего эксперимента. В «Оценочном листе» представлены критерии, определяющие достоинства и недостатки сочинений и изложений.
На основном этапе формирующего эксперимента проводилась работа по развитию умения учащихся оценивать работы творческого характера (сочинения и изложения).
В ходе опытно – экспериментальной работы учителем оценивались умения учащихся находить в творческих работах достоинства и недостатки. Для оценки продвижения учащихся в овладении оценочной деятельностью учитель вел «Лист достижений».
Таблица 7. Программа формирующего эксперимента
№ |
Тема занятия |
Формируемые умения | |
Подготовительный этап | |||
1. |
Занятие 1. Ознакомление учащихся с содержанием оценочной деятельности (определение критериев оценки творческих работ, включающие достоинства и недостатки) | ||
2 |
Занятие 2. Работа в группах над текстом изложения. Соотнесение проверяемого текста с образцом. Работа над разными видами ошибок |
Умение соотносить проверяемый текст с образцом. Умение работать по «Оценочным листам» | |
Основной этап | |||
3. |
Занятие 1. Определение достоинств и недостатков текста с грамматическими ошибками (в образовании слов, словосочетаний, построении предложений). |
Умение оценивать творческую работу, в которой допущены грамматические ошибки. Умение работать по «Оценочным листам» | |
4. |
Занятие 2. Самостоятельная работа по оценке текста с грамматическими ошибками. |
Умение оценивать творческую работу самостоятельно. | |
5. |
Занятие 3. Работа с текстом сочинения с целью определения в нем достоинств и недостатков (речевых ошибок и речевых недочетов) |
Умение определять в творческой работе достоинства и недостатки (речевые ошибки и недочеты) | |
6. |
Занятия 4. Индивидуальная работа с учащимися над текстом изложения, с допущенными в нем речевыми ошибками и недочетами. |
Умение оценивать творческую работу с использованием «Оценочного листа» | |
7. |
Занятие 5. Работа текстом сочинения. Оценка текста структурно - композиционными ошибками и ошибками в содержании |
Умение оценивать работу со структурно - композиционными ошибками и ошибками в содержании | |
8. |
Занятие 6.Написание подробного изложения и оценка его самими учащимися по заданным критериям |
Умение оценивать собственную работу. | |
9. |
Занятие 7. Написание учащимися сочинения-описания и оценка его самими учащимися |
Умение оценивать собственную работу. | |
Раскроем содержание каждого из этапов формирующего эксперимента.
1 этап – подготовительный предполагал ознакомление учащихся с содержанием оценочной деятельности (с критериями оценки творческих работ), знакомство учащихся с «Оценочным листом», который поможет учащимся оценивать творческие работы на этапе формирующего эксперимента.
Творчество в детском
возрасте
Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для обще ...
Практическое изучение возможностей формирования
понимания активной роли человека в обществе в работе с младшими школьниками
В соответствии с темой нашей работы, целью исследования, являлось изучение возможностей формирования у младших школьников, понимания активной роли человека в обществе нами было выдвинуто предположение. О том, что формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществ ...
Игровые обучающие ситуации с
игрушками-аналогами
«Рыбки живые и игрушечные: сравнение внешнего вида». ИОС может быть использован в ясельной — средней группах. Дидактическая цель: дать детям представление о строении рыбы, основных частях ее тела. Дети рассматривают рыбок в аквариуме, воспитатель задаёт вопросы: какое тело у рыб? Где голова? Где хв ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.