Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Организация работы по формированию у младших школьников умения оценивать творческие работы

Организация работы по формированию у младших школьников умения оценивать творческие работы

Страница 5

– Прочитайте предложение Все весне обрадовались: и звери, и птицы, и животные. Все ли вам нравится в этом предложении? (Один ребенок в классе отметил, что звери и птицы являются животными.) Нужно ли употреблять это слово в предложении? Можно ли это слово заменить? Отметим эту ошибку как ввод в текст лишнего слова.

– Прочитайте первую часть текста. Есть ли в ней предложение, в котором пропущено слово? (Затруднялись ответить.) Прочитайте второе предложение. Все ли вам в нем понятно? В предложении Солнце стало пригревать своими теплыми лучами пропущено слово. Как вы думаете, как слово надо вставить? (Землю.) Отметим эту ошибку в «Оценочном листе».

На следующем занятии вы самостоятельно будете оценивать текст с допущенными в нем речевыми ошибками и недочетами.

Занятия 4. Индивидуальная работа учащихся с текстом изложения с допущенными в нем речевыми ошибками и недочетами.

Цель: Развитие умения определять в творческой работе достоинства. Развитие умения находить в тексте речевые ошибки и недочеты.

В тени деревьев спрятался цветок. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это ландыши.

Мы любим ландыши за красоту и нежный запах.

Плоды ландышей созревают осенью. Это большие красные ягоды. Они ядовиты.

Из ландышей делают лекарство для сердечных больных.

На занятии оценивают изложение, написанное одним из учеников.

Ландыши

В тени деревьев он спрятался. Между двумя листьями высокая ножка. На ней несколько белых колокольчиков. Это такие цветы ландыши.

Они ядовиты. Плоды ландышей созревают осенью. Плоды ландышей большие красные ягоды.

Из ландышей лекарство для сердечных больных. Ландыши за красоту и нежный запах мы любим.

В ходе проверки работ учащихся над текстом с допущенными в нем грамматическими ошибками было выявлено, что не все ученики могут выразить свое мнение о достоинствах и недостатках творческой работы в «Оценочных листах», им гораздо проще проговорить это вслух. На занятии ученики сначала самостоятельно оценивали изложение, а затем представляли свои результаты учителю.

Когда ученики анализировали изложение, было понятно, что они разбираются во многих вопросах, например, почему в тексте раскрыта тема и содержание изложено последовательно. Из 18 опрошенных учеников 15 человек нашли в тексте ошибку и обозначили её как речевой недочет в «Оценочном листе»: повтор слова Плоды ландыша созревают осенью. Плоды ландышей большие красные плоды (12 человек увидели повтор слова плоды, а 3 человека слова ландыш).14 человек определили пропуск необходимого слова в тексте, 16 учеников отметили неправильное использование местоимения.

Во время индивидуальной работы ученикам указывалось на необходимость повторного прочтения текста вслух. Воспринимая текст не только зрительно, но и на слух, 14 человек определили ошибку на нарушение порядка слов в предложении. При оценке недостатков изложения у учеников вызвали затруднения ошибки на употребление лишнего слова (Это такие цветы ландыши.) и нарушение порядка предложений в тексте (Они ядовиты. Плоды ландышей созревают осенью. Плоды ландышей большие красные ягоды.) Эту ошибку выделили 2 ученика.

Оценивая положительные стороны изложения, ученики отмечали раскрытие темы (18 чел.), правильное выделение частей текста (15 чел.), отсутствие искажения авторского текста (12 чел.), последовательность передачи содержания (11чел.)

Индивидуальная работа позволила увидеть продвижения в оценочной деятельности тех учащихся, которые не проявляют активность на занятиях, увидеть затруднения каждого ученика.

Занятие 5. Оценка текста сочинения с ошибками, допущенными в содержании.

Учащимся был предложен текст сочинения-описания предмета « Моя любимая игрушка».

На день рождения мне подарили игрушку робота. Он заводной. У него ручки как гаечные ключи. Мне нравится с ним играть. Если робот завести, он ходит. Робот сделан из пластмассы. Все детали у него фиолетового или желтого цвета, только кружки на пластинке красные. У моего друга Ильи тоже есть робот, только другого цвета. Мы с ним будем играть вместе.

Робот мне очень нравится.

Для проведения анализа имеющегося текста учащимся было предложено разбиться на группы, ответственными в группах были выбраны отличившиеся на прошлых занятиях ученицы. Работая в группах, ученики проявляли разную степень активности, но обсуждение проходило эмоционально. Перед началом работы было оговорено, что представлять достоинства и недостатки работы ученики могут в любой последовательности. В одной из групп представление результатов оценки ученики начали с недостатков сочинения. По мнению учащихся (во всех группах) главным недостатком было то, что в сочинении не были выделены части. Среди ошибок ученики назвали повтор слова робот, неудачное употребление слов в предложении: Все детали у него фиолетового или желтого цвета, только кружки на пластинке красные. Хотя таких ошибок в тексте не было. Кроме того, во время обсуждения ученики не всегда могли подкрепить своё мнение примерами. В данном случае учащиеся действовали по шаблону: если есть текст, значит, в нем есть грамматические и речевые ошибки. Только в одной из групп ученики среди достоинств отметили отсутствие в тексте речевых ошибок и недочетов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Социальный опыт ребенка, как фактор формирования понимания активной роли человека в обществе
Социальный опыт ребенка младшего школьного возраста, как показывают многие исследования, это - многоуровневое единство познавательного, аксиологического, коммуникативного и поведенческого компонентов его жизнедеятельности. Иными словами, социальный опыт ребенка - это не то, что он знает и помнит, п ...

Психолого-педагогические особенности восприятия темы «Комплексные числа» в старших классах
Помимо общих целей обучения перед учителем математики стоят другие, специфические цели, определяемые особенностями педагогической науки. А конкретнее – формирование и развитие математического, логического, абстрактного мышления, формирование математической и общей культуры учащихся. Говоря конкретн ...

Педагогические условия нравственного воспитания дошкольников
Создание в детском коллективе вербальной атмосферы, которая знакомит ребенка не только с правилами-ограничителями, но и с правилами-побудителями. Педагог должен довести до сознания детей социальную сущность нравственных правил. Необходимо выделять из практики общения и одобрять случаи доброжелатель ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru