Педагогика » Учёт половых особенностей школьников в процессе взаимодействия на уроке иностранного языка » Учет половых особенностей при взаимодействии «учитель – ученик»

Учет половых особенностей при взаимодействии «учитель – ученик»

Страница 1

Воспитание и обучение детей в школе во многом зависит от того, как дети того или иного пола воспринимаются учителем, какие роли он приписывает мальчикам и девочкам, а главное – учитывает ли половые особенности при подаче учебного материала. «Бесполое» обучение и воспитание вызывает у многих психологов, нейрофизиологов и педагогов беспокойство, так как при этом искажаются воспитание мальчиков и девочек, адекватность способов их обучения, а в итоге – развитие личности. Девочек чаще хвалят, с ними чаще рассуждают, а когда разговаривают с мальчиками, то, как правило, ограничиваются прямыми указаниями (отнеси, сходи, перестань). Среди тех учащихся выпускных классов, которые в наибольшей степени соответствуют школьным требованиям, подавляющее большинство (85%) составляют девушки. А юноши, попавшие в число таковых, обладают традиционно женскими качествами: примерное поведение, усидчивость, исполнительность и др.

При взаимодействии с учащимися учитель должен знать особенности личности мальчиков и девочек.

Так, к примеру, существует ряд различий в проявлении эмоциональности. Девочки эмоциональнее, чем мальчики. Особенно это заметно после периода полового созревания. У девочек склонность к страху выражена значительно больше, чем у мальчиков. Личностная и ситуативная тревожность выше у девочек, чем у мальчиков. Различны у мальчиков и девочек и доминирующие причины тревожности. Школьная тревожность доминирует у девочек в возрасте 7–9 лет, а в 10 лет уступает место самооценочной тревожности. У девочек младших классов на фоне меньшего количества невротических реакций, чем у мальчиков, наиболее часто отмечается неустойчивость настроения, плаксивость, застенчивость, обидчивость. У мальчиков 7 лет доминирует межличностная тревожность, школьная тревожность преобладает в 8–9-летнем возрасте. На фоне большого количества невротических реакций у мальчиков младшего возраста наблюдается агрессивность, драчливость, гиперактивность.

Следует отметить, что с наступлением периода полового воспитания все отчетливее становятся различия мальчиков и девочек в проявлении таких качеств, как смелость и решительность: у мальчиков они выше. Это связано с большей выраженностью у мальчиков склонности к риску.

Что касается интересов, то в центре внимания девочек, начиная с раннего возраста, находится человек и сфера его непосредственного бытия, у мальчиков же интересы направлены на относительно отдаленные предметы и явления. Мальчики имеют преимущество в познании чего-то особенного, более редкого, специального, но уступают девочкам в знании более простых и распространенных предметов и явлений. В целом круг интересов мальчиков шире, чем девочек.

Мальчики наиболее высоко ценят активные, энергичные игры, связанные с борьбой и соревнованием, затем игры на ловкость, игры-приключения. Логические игры – наименее любимы. Девочки предпочитают игры связанные со сферой семьи; игры на ловкость, логические игры, игры-приключения и связанные с борьбой и соревнованием они любят меньше всего.

Выбирая книги для чтения, мальчики отдают предпочтение приключениям, путешествиям и исследованиям, а девочки – любовным историям и романам о детях и семейной жизни. Различаются и предпочтения в выборе кинофильмов: мальчики предпочитают фильмы, рассказывающие о любви, личной жизни и «личном обаянии».

Интересы мальчиков больше выражены в таких видах деятельности, как техническая, практическая, научно-техническая и научно-теоретическая, спортивная; а интересы девочек относятся в большей мере к театрально-художественной, природоведческой, сельскохозяйственной, общественной видам деятельности.

Для девочек большую ценность в жизни играют любовь, материально обеспеченная жизнь, друзья, счастливая семья, уверенность в себе. Тогда, как для мальчиков – здоровье, интересная работа, свобода, жизненная мудрость, творчество, познание.

Описывая свой психологический портрет, девушки характеризуют эмоциональную сферу (вспыльчивая, отзывчивая, спокойная, веселая и т.д.), в то время как в ответах юношей чаще встречаются характеристики интеллектуальной и волевой сферы (ответственный, волевой, настойчивый).

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Диагностическое изучение использования хакасских пословиц и поговорок в образовательном процессе ДОУ
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с «Радуга». В детском саду 6 групп (2 ясельные:1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет, 2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие от 5 до6 ле ...

Задачи и содержание социально личностного развития
Социальное развитие ребёнка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребёнка и его отношений с взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: - формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослым ...

Значение и основы гражданско-патриотического воспитания личности
В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию 23 апреля 2009г. отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека. От того, насколько человек почувствовал себя человеко ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru