Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий » Музыкальное мышление и голосовой аппарат детей 7–10 лет

Музыкальное мышление и голосовой аппарат детей 7–10 лет

Страница 1

В музыкальном воспитании огромную роль играет преемственность развития. Поэтому возрастные особенности детей младшего школьного возраста необходимо рассматривать как предпосылки развития музыкальности.

По целому ряду психологических показателей оптимальным для начала педагогического руководства развитием музыкального мышления может быть признан младший школьный возраст, в котором складывается целый комплекс необходимых психологических предпосылок. Музыкальный психолог Г.С. Тарасов в одной из статей приводит следующие «наиболее типичные, чаще всего встречающиеся показатели возрастных психологических особенностей младшего школьного возраста:

моторная активность;

сенсорно-перцептивная активность (способность и потребность в сенсорных новых впечатлениях);

интеллектуально-волевая активность (интеллектуальная инициативность, любознательность, интерес к выявлению связей, причинно-следственных отношений);

мотивация и эмоционально-выразительная активность (социальный диапазон жизненных мотивов, способность к их эмоционально-выразительному выявлению)».

Первые три показателя зарождаются и естественно появляются в «самодеятельности» (то есть деятельности прежде всего для себя) детей этого возраста. Последний показатель является наиболее сложным, интегральным. Он определяет позицию ребёнка как школьника и характеризуется всеми основными чертами общественно-полезной деятельности.

В младшем школьном возрасте становится активным весь комплекс психологического «строительного материала», необходимый для формирования музыкального мышления. Сенсорно-перцептивная активность обеспечивает богатое слуховое восприятие. Моторная активность позволяет прожить, «отработать» движения разного типа и уровня, метроритмическую, временную природу музыки. Интеллектуально-волевая активность способствует как возникновению внутренней мотивации, так и целеустремлённому «прохождению всего пути» процесса музыкального мышления. Эмоционально-выразительная активность служит залогом эмоционального переживания воспринимаемой и воспроизводимой детьми музыки.

К семи годам у ребёнка складывается полный комплекс музыкальных способностей. Именно к такому выводу приходит педагог-исследователь К.В. Тарасова в своём труде «Онтогенез музыкальных способностей». Анализируя особенности развития детей в дошкольном возрасте, она утверждает следующее: «Музыкальное восприятие-мышление от начала четвертого до конца седьмого года жизни развивается в единстве и взаимодействии двух основных мнений: собственно интонационного восприятия и осознания музыки, и её индивидуальной интерпретации, опосредованной жизненным и музыкальным опытом ребёнка».

Первая из этих линий идёт от отдельных, относительно второстепенных компонентов музыкальной интонации к их комплексам и, к восприятию и осознанию её мелодической стороны. Вторая – линия интерпретации внемузыкальных образов и ассоциаций – идёт от единичных, бедных, сугубо конкретных и односложно названных образов к развёрнутым ярким картинам и сюжетным рассказам, включающим образы-воспоминания и образы-фантазии. К.В. Тарасова пишет далее: «Как только мелодическая интонация становилась доступной детям, она направляла их восприятие и определяла интерпретацию, делая их близкими и адекватными. Появление ярко выраженной мелодической ориентации музыкального восприятия-мышления свидетельствовало о новом качественном скачке в его развитии, который произошел на седьмом году жизни».

Как уже отмечалось, младшему школьнику свойственна большая подвижность эмоциональной сферы, у него в значительной мере сохраняется свойство бурно реагировать на отдельные задевающие его явления. В ходе специальных музыкально-педагогических экспериментов было выяснено, что эмоциональная отзывчивость младших школьников при большой мобильности и переключаемости эмоциональных процессов с одного полюса на другой сводится к крайним и определённым проявлениям. Нюансы и оттенки так же, как и переходные состояния, даются детям с большим трудом. При этом негативная эмоциональная сфера оказывается более разнообразной и детализированной, чем положительная, хотя большее предпочтение дети оказывают последней.

К этому следует добавить разрознённый, неорганизованный музыкальный опыт и преобладание доли зрелищно-событийной впечатлений у детей по отношению к слуху. Таким образом, можно констатировать достаточно сложную ситуацию эмоционально-психологического опыта, от которой приходится отталкиваться педагогу в развитии личностно значимого музыкального мышления. Одним из аспектов музыкального воспитания младших школьников является развитие голоса, вокальных навыков у учащихся. Каким будет голос, заранее предвидеть невозможно. Выработка качеств хорошо поставленного голоса происходит в процессе специального систематического обучения, занимающего много лет.

Педагог должен заботиться о том, чтобы этот процесс протекал непрерывно и активно. Систематическое обучение заключается в регулярных занятиях и тренировках голосового аппарата. Необходимо, чтобы в работе педагога была строгая последовательность, постепенность в усложнении задач, и наращивании нагрузки на голосовой аппарат. Основной путь вокального воспитания заключается в создании условий, при которых процесс формирования, развития певческого голоса и творческих навыков мог бы осуществляться сначала и до конца. Тщательность и обоснованность систематизации особенно важны.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Критерии сформированности мировоззрения учащихся
Одним из важных для учителя является вопрос о критериях сформированности мировоззрения учащихся. В научной литературе имеются разные подходы к разработке этих критериев. Однако большинство исследователей считают, что при определении уровня сформированности мировоззрения следует исходить из самой ег ...

Опытно-экспериментальная работа по повышению уровня притязаний младших школьников с целью активизации их познавательной деятельности
Для проведения педагогического эксперимента были организованы две группы младших школьников (экспериментальная и контрольная), состоящие из учеников с примерно одинаковым возрастным и интеллектуальным показателем и с целью оптимизации направленного педагогического процесса нами была разработана экс ...

Задачи развития творчества детей в детском саду
Задача развития творчества детей, воспитателей, учителей, преподавателей вузов была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию» становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего пок ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru