Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий

Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий

Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств и характеристик индивида. Поэтому их учет в процессе воспитания младших школьников имеет особое значение для педагогов.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая, ведущая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни. Родители, педагоги начальной школы, дополнительного образования, руководители детских творческих коллективов должны учитывать, что в этом возрасте обычно возникает кризис семи лет.

Независимо от того, когда ребенок пошёл в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент проходит через кризис. Хронологически этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, – будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе возрастного периода.

Он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребёнка не в самом начале обучения, а на год позже, всё равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Таким образом, кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что А.С. Выготский называл «обобщённым переживанием». Цель неудач или успехов (в учёбе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффектные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребёнка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребёнка. Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, конфликтам, начинает исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизического развития у разных детей. Сохраняются различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, являющиеся фундаментом, обеспечивающем развитие на следующем возрастном этапе. Основная возрастная особенность младшего школьника – переход игры к учению как главному способу усвоения социального опыта в его систематизированном виде.

Учебная деятельность как ведущая формируется у младших школьников не сразу. Поступление ребенка в школу связано со сменой социальной позиции, изменением его положения в системе социальных отношений с другими людьми. Приходя в школу, ребёнок осваивает начальный период школьного обучения, в котором и происходит формирование учебной деятельности.

Современный психолог Р.С. Немов указывает на особую роль учебной деятельности в развитии младших школьников. Он, в частности, пишет: «При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребёнок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Познавательные процессы в младшем школьном возрасте поднимаются в своем развитии на более высокий уровень по сравненю с дошкольным возрастом. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода социальной любознательностью. Однако оно в I–II классах еще весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов.

Характерная особенность учащихся I–II классов – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, живое, яркое воспринимается ими лучше, отчетливее.

В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью. Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по наблюдению тех или иных объектов, учит детей выявлять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии.

Память. В связи с возрастом относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образовательная память, чем словесно-логическая. Дети лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.

Порой младшие школьники (особенно в первых двух классах) склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминающего материала, но делать вывод о том, что память их вообще носит механический характер, было бы не верно.

Преобладание механического запоминания у младших школьников объясняется тем, что они часто склонны запоминать и воспроизводить материал дословно. Это объясняется тем, что дети не умеют пользоваться разными приёмами запоминания. Под руководством учителя школьники овладевают приёмами самоконтроля при запоминании и воспроизведении. Самостоятельно им это сделать пока трудно.

Основное направление развития памяти младших школьников под влиянием обучения – это возрастание роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания и развития способности сознательно управлять памятью и регулировать её проявления, то есть формировать произвольную память.

Воображение. Особенность воображения младших школьников – их опора на восприятие. Ученикам I–II классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте, как убедительно доказывает педагог-психолог А. Люблинская, – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно тесно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности.

Мышление младшего школьника, особенно, первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представление словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, самым младшим школьникам понять трудно. В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ребёнок постепенно научается выделять существенное свойство и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения.

Примерно начиная со II класса, школьники заметно освобождаются от внутреннего влияния наглядных признаков и всё больше опираются предметами и явлениями. Ученики III класса способны к более высокому уровню обобщения.

Аналитическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Второклассники уже могут анализировать предмет, прибегая к практическим действиям с ним. Дети способны вычленять различные признаки, стороны предмета, явления переходят к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. В учении развивается способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению, выводам и умозаключениям.

Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.

Ввиду того, что интерес – главная побудительная причина непроизвольного внимания, следовательно желательно увлекать, заинтересовать детей. К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети не могут выполнить задания в срок, потерять ритм и темп деятельности. У учащихся III класса внимание может уже сохраняться непрерывно в течение всего урока. Важно периодически менять виды работы младших школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

Подводя итог психологической характеристике младших школьников следует упомянуть о развитии эмоций и чувств в этом возрасте. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается в том, что вся их деятельность обычно окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление. Эмоциональность детей младшего школьного возраста выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

С годами у детей всё больше развивается способность регулировать чувства, сдерживать их нежелательное проявление. Успешно происходит и художественно-эстетическое развитие детей. В этом возрасте они обычно интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой. На основе восприятия художественных произведений (стихотворений, музыки, картин) у младших школьников формируются эстетические чувства.

Похожие публикации:

Моральное воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не сущ ...

Компетентностный подход – условие формирования личностного потенциала учащихся
В педагогической литературе часто используется и уже «устоялся» термин компетентность. Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования. Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть вып ...

Теоретико-методические основы разработки комплекса подвижных игр направленного на формирование техники легкоатлетических упражнений у учащихся вторых классов
На этапе начального освоения двигательных действий подвижные игры считаются одним из самых действенных педагогических средств, при условии, правильного их подбора в соответствии с решением поставленных задач на конкретном занятии. Подвижные игры являются не только средством, но и методом физическог ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru