Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий

Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий

Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств и характеристик индивида. Поэтому их учет в процессе воспитания младших школьников имеет особое значение для педагогов.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6–7 до 9–10 лет. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая, ведущая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни. Родители, педагоги начальной школы, дополнительного образования, руководители детских творческих коллективов должны учитывать, что в этом возрасте обычно возникает кризис семи лет.

Независимо от того, когда ребенок пошёл в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент проходит через кризис. Хронологически этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7 лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, – будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений – значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе возрастного периода.

Он приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с высоко ценимой взрослыми учебной работы. И пусть желание занять это новое место в жизни появилось у ребёнка не в самом начале обучения, а на год позже, всё равно формирование соответствующей внутренней позиции коренным образом меняет его самосознание. Таким образом, кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка.

В период кризиса 7 лет проявляется то, что А.С. Выготский называл «обобщённым переживанием». Цель неудач или успехов (в учёбе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса – чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффектные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками будут фиксироваться в структуре личности, и влиять на развитие самооценки ребёнка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребёнка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребёнка. Кризисным проявлением дифференциации внешней и внутренней жизни детей обычно становится кривляние, манерность, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности так же, как и склонность к капризам, конфликтам, начинает исчезать, когда ребенок выходит из кризиса и вступает в новый возраст.

В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизического развития у разных детей. Сохраняются различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков. Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, являющиеся фундаментом, обеспечивающем развитие на следующем возрастном этапе. Основная возрастная особенность младшего школьника – переход игры к учению как главному способу усвоения социального опыта в его систематизированном виде.

Учебная деятельность как ведущая формируется у младших школьников не сразу. Поступление ребенка в школу связано со сменой социальной позиции, изменением его положения в системе социальных отношений с другими людьми. Приходя в школу, ребёнок осваивает начальный период школьного обучения, в котором и происходит формирование учебной деятельности.

Современный психолог Р.С. Немов указывает на особую роль учебной деятельности в развитии младших школьников. Он, в частности, пишет: «При продуманном и разумном формировании учебной деятельности можно добиться того, что уже к старшим классам школы ребёнок полностью овладевает психологическими основами учения. Главная нагрузка здесь приходится как раз на младший школьный возраст, где образуются основные составляющие этой деятельности: учебные действия, контроль и саморегуляция.

Познавательные процессы в младшем школьном возрасте поднимаются в своем развитии на более высокий уровень по сравненю с дошкольным возрастом. Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода социальной любознательностью. Однако оно в I–II классах еще весьма несовершенно и поверхностно. Младшие школьники допускают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов.

Характерная особенность учащихся I–II классов – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В первую очередь дети воспринимают те объекты или их свойства, признаки, особенности, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение. Наглядное, живое, яркое воспринимается ими лучше, отчетливее.

В процессе обучения восприятие перестраивается, оно поднимается на более высокую ступень развития, становится целенаправленной и управляемой деятельностью. Благодаря обучению восприятие углубляется, становится более анализирующим, принимает характер наблюдения. Учитель специально организует деятельность учащихся по наблюдению тех или иных объектов, учит детей выявлять существенные признаки и свойства, указывает, на что следует специально обратить внимание, учит планомерному и систематическому анализу при восприятии.

Память. В связи с возрастом относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образовательная память, чем словесно-логическая. Дети лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, яркое, интересное, вызывающее эмоциональный отклик.

Порой младшие школьники (особенно в первых двух классах) склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминающего материала, но делать вывод о том, что память их вообще носит механический характер, было бы не верно.

Преобладание механического запоминания у младших школьников объясняется тем, что они часто склонны запоминать и воспроизводить материал дословно. Это объясняется тем, что дети не умеют пользоваться разными приёмами запоминания. Под руководством учителя школьники овладевают приёмами самоконтроля при запоминании и воспроизведении. Самостоятельно им это сделать пока трудно.

Основное направление развития памяти младших школьников под влиянием обучения – это возрастание роли и удельного веса словесно-логического, смыслового запоминания и развития способности сознательно управлять памятью и регулировать её проявления, то есть формировать произвольную память.

Воображение. Особенность воображения младших школьников – их опора на восприятие. Ученикам I–II классов бывает иногда довольно трудно вообразить то, что не находит опоры в натуре или на картинке. Но без воссоздающего воображения невозможно воспринимать и понимать учебный материал.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте, как убедительно доказывает педагог-психолог А. Люблинская, – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно тесно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности.

Мышление младшего школьника, особенно, первоклассника, наглядно-образное. Оно постоянно опирается на восприятие или представление словесно выраженную мысль, не имеющую опору в наглядных впечатлениях, самым младшим школьникам понять трудно. В процессе обучения мышление интенсивно развивается. Ребёнок постепенно научается выделять существенное свойство и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения.

Примерно начиная со II класса, школьники заметно освобождаются от внутреннего влияния наглядных признаков и всё больше опираются предметами и явлениями. Ученики III класса способны к более высокому уровню обобщения.

Аналитическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Второклассники уже могут анализировать предмет, прибегая к практическим действиям с ним. Дети способны вычленять различные признаки, стороны предмета, явления переходят к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. В учении развивается способность к словесно-логическому мышлению, рассуждению, выводам и умозаключениям.

Возрастная особенность внимания младших школьников – сравнительная слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста весьма ограниченные. Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Младшие школьники могут упустить важные и существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают детей своими интересными деталями.

Ввиду того, что интерес – главная побудительная причина непроизвольного внимания, следовательно желательно увлекать, заинтересовать детей. К возрастной особенности внимания относится и его сравнительно небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники ещё не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она не интересна и однообразна; их внимание легко отвлекается. В результате дети не могут выполнить задания в срок, потерять ритм и темп деятельности. У учащихся III класса внимание может уже сохраняться непрерывно в течение всего урока. Важно периодически менять виды работы младших школьников, организовывать небольшие паузы для отдыха.

Подводя итог психологической характеристике младших школьников следует упомянуть о развитии эмоций и чувств в этом возрасте. Младшие школьники очень эмоциональны. Эмоциональность сказывается в том, что вся их деятельность обычно окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать чувства, контролировать их внешнее проявление. Эмоциональность детей младшего школьного возраста выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.

С годами у детей всё больше развивается способность регулировать чувства, сдерживать их нежелательное проявление. Успешно происходит и художественно-эстетическое развитие детей. В этом возрасте они обычно интересуются рисованием, лепкой, пением, музыкой. На основе восприятия художественных произведений (стихотворений, музыки, картин) у младших школьников формируются эстетические чувства.

Похожие публикации:

Методы стимулирования
Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые ...

Специфика творческой деятельности
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем н ...

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики
Организация дифференцированного подхода требует больших знаний учителя об индивидуальных особенностях класса, о критериях составления уровневых заданий, о построении учебного процесса с использованием данной технологии. Но, не смотря на это, при правильном осуществлении такого подхода в обучении уч ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru