Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий » Содержание и формы внеклассной воспитательной работы

Содержание и формы внеклассной воспитательной работы

Страница 1

Воспитательная внеурочная работа в ряде школ не всегда эффективна потому, что у педагогов не хватает теоретических знаний и практического опыта в этой области. Не везде продуманно, целесообразно сочетаются массовая, групповая и индивидуальная формы воспитания учащихся. Попытаемся проанализировать, что составляет содержание внеклассной работы и в каких формах оно может выражаться.

Педагог-исследователь Н.И. Шелихова даёт следующее определение: «Содержание внеклассной работы представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребёнка разнообразные аспекты человеческой жизни: наука, искусство, литература, техника взаимодействия между людьми, мораль и пр.».

По её мнению специфика содержания воспитательной внеклассной работы имеет две основные характеристики. Во-первых, в этой работе эмоциональный аспект преобладает над информативным. То есть для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребёнка, его переживаниям, а не к разуму через эмоции. Во-вторых, в содержании внеклассной работы определяющее значение имеет практическая сторона знаний. Содержание внеклассной работы направлено на совершенствование разнообразных умений и навыков, а знания по большей части приобретаются в учебном процессе.

На содержание внеклассной работы оказывают влияние такие факторы, как:

традиции и особенности школы,

особенности возраста, класса, индивидуальности детей,

особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки.

Если учитель стремится к получению высоких результатов в обучении детей, то его внеклассная работа будет ориентирована на познавательную деятельность. Творческому педагогу, интересующемуся разными искусствами будет интересно вместе с детьми проводить время на всевозможных выставках, праздниках, концертах. Он будет стремится развивать в детях активный интерес к творчеству и искусству.

Так как в содержании внеклассной работы практический аспект преобладает над теоретическим, разумнее рассматривать содержание с позиции деятельности детей, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.

Познавательная деятельность детей во внеклассной работе предназначена для формирования у них познавательного интереса, положительной мотивации в обучении, совершенствования учебных навыков. Досуговая (развлекательная) деятельность необходима для организации полноценного отдыха детей, создания положительных эмоций, тёплой, дружеской атмосферы в коллективе, снятия нервного напряжения.

Оздоровительно-спортивная деятельность детей во внеклассной работе необходима для их полноценного развития. С одной стороны, в младшем школьном возрасте наблюдается высокая потребность в движении, с другой от состояния здоровья ребёнка зависит характер изменений в работе организма в подростковом возрасте.

Трудовая деятельность отражает содержание различных видов труда. Трудолюбие, трудовые умения и навыки формируются в мастерской Деда Мороза, кружках «Иголочка и ниточка», «Книжной больнице». Творческая деятельность предполагает развитие склонностей, интересов детей, раскрытие их творческого потенциала.

Сообразно различным видам деятельности существует огромное количество форм внеклассной воспитательной работы. Особенностью этой работы является то, что она может проводиться в стенах школы или за её пределами, но организуется и проводится работниками школы. Каждая из форм внеклассной работы решает вполне определённые задачи, используя при этом те или иные рычаги развития личности, интересы и потребности младшего школьника, формирует на этой основе те или иные качества и умения.

Итак, «формы внеклассной работы – это те условия, в которых реализуется её содержание». В педагогической литературе и школьной практике иногда употребляется понятие «организационные формы воспитания». При этом также имеются ввиду способы (методы) организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Таким образом, понятия «форма» и «методы» в теории внеклассной работы тесно связаны между собой.

Не менее широкое распространение в последнее время получило и определение воспитательное мероприятие. Согласно словарю «мероприятие – это организованное действие или совокупность действий, имеющих целью осуществление чего-нибудь». В идеале внеклассное мероприятие должно реализовываться как целенаправленное взаимодействие педагога с каждым учащимся, детским коллективом в целом, направленное на решение поставленных воспитательных задач. В этом смысле само мероприятие выступает как форма воспитательной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Требования, предъявляемые к учителю при работе по развитию творческих способностей детей
Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой ли ...

Исследования влияния искусства на человека
Исследуем влияние арттерапетических методик на состояния человека. Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? «Арттерапия — это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, биб ...

Опытно-экспериментальное исследование социального развития младших дошкольников с нарушением слуха
Эксперимент по проблеме социализации глухих детей младшего возраста проводился на базе МДОУ № 115 компенсирующего вида г. Ульяновска с октября по декабрь месяцы 2007 года. В нём участвовало 6 детей младшей группы, так как комплектование детей с нарушениями слуха младшего возраста предусматривает им ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru