Педагогика » Художественное воспитание детей в сфере досуга » Понятие «свободное время» и «досуг»

Понятие «свободное время» и «досуг»

В социологии досуг рассматривается как синоним понятия "свободное время".

В педагогической, психологической, культурологической литературе в определениях понятия "досуг" намечается ряд оттенков смысла:

• досуг как время, свободное от (чего-либо);

• досуг как пространство, сфера ("сфера досуга");

• досуг как свободная деятельность (делать что-либо "на досуге');

• досуг как состояние или психическое переживание личности.

Хотя понятие "досуг" употребляется чаще всего как синоним свободного времени, точнее было бы под досугом понимать возможность распоряжаться некоторой частью свободного времени согласно индивидуальному выбору. От чего должно быть свободно это время и ради каких целей оно должно использоваться? Эти вопросы решаются каждый раз в соответствии с жизненными целями и ценностными ориентациями личности. Но последние, как известно, не выбираются человеком абсолютно произвольно. Индивидуальные ценности множеством нитей связаны с нравственными, эстетическими, политическими, идеологическими, а для кого-то и религиозными принципами и идеалами, характерными для данной эпохи и той "страты", в которой формируется личность. От представлений о самом человеке, о том, что для него естественно и полезно, а что противоестественно и вредно, зависит в значительной мере и то, чем школьник заполнит свой досуг.

У каждого человека постепенно складывается система привычек, организующих поведение и образ жизни. Сущность досуга можно определить как "феномен социально-культурной сферы нашей жизнедеятельности, выбираемой личностью в соответствии со своими интересами". Эта деятельность, направленная на удовлетворение духовных и физических потребностей.

Досуг является поистине могучим стимулом для творческого развития детей, подростков и юношества, расцвета их способностей, расширения диапазона интересов, гуманизации мыслей, чувств и поступков, созидательной активности.

Досуговые объединения представляют собой особую педагогическую систему, в которой процесс формирования и развития индивида не загоняется в прокрустово ложе "социального заказа", а осуществляется на основе доминирующих потребностей и мотивов поведения самих воспитуемых, их свободного выбора.

Досуг - это та часть свободного времени школьника, в которой возрастает доля его самостоятельности, так как нет непосредственного внешнего руководства деятельностью учащегося. В этом его отличие от внешкольного времени, являющегося обязательным для учебы, - времени, в первую очередь, необходимого на выполнение домашних заданий. Досуг же организуется учеником как сугубо индивидуальная деятельность, в которой выбор содержания, форм и методов деятельности зависит от интересов и потребностей личности, ее склонностей и увлечений.

Будучи очень важной составной частью бюджета времени, досуг способствует формированию подростка как личности, его самоутверждению, социальному, нравственному, профессиональному самоопределению.

В противном случае неорганизованное свободное время приводит к ничегонеделанию - страшнейшему врагу воспитания, и превращается в криминогенный фактор с увлечением лжегероизмом, лженравственностью и т.п.

Внутри понятия "досуг" можно выделить два его вида - организованный (управляемый) и неорганизованный (стихийный). Организованный досуг, в том числе клубно-кружковая работа школьников, помогает им осваивать умения и навыки рациональной организации своего свободного времени.

Организованный досуг школьников регулируется в первую очередь, взрослыми - учителями, родителями, работниками воспитательных учреждений и в значительной степени регламентируется наличием программ или общепринятых, социально закрепленных установок. В гораздо меньшей степени в организованном досуге присутствуют элементы самоорганизации и самовоспитания.

Неорганизованное свободное время не связано никакими предписаниями, обязательствами и заранее разработанными планами. Оно зависит, как правило, лишь от желаний и влечений. А желания школьников, не только младшего школьного возраста, но и старшего подростка, как известно, характеризуются стихийностью, импульсивностью и чаще всего ускользают от контроля со стороны взрослых.

Не исключено, что и досуг подростков, не зависимый от участия в работе досуговых центров, может способствовать самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию, но при условии уже сформированной положительно ориентированной установки на осознание самоценности личности, на формирование положительного "образа Я", при развитом (в семье, школе, микрогруппе) чувстве собственного достоинства.

Похожие публикации:

Комплексы артикуляционных упражнений для определённых групп звуков
Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц) - «Загнать мяч в ворота» Цель: Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю. Описание. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками. Методиче ...

Определение социально зрелой семьи
1 этап. Каждая семья заполняет бланк №1 “Игровые роли”. Бланк №1. ИГРОВЫЕ РОЛИ 1. Муж Павлов Сергей Сергеев Михаил Иванович 2. Жена Семенова Катя Сергеева Анна Дмитриевна 3. Сын Степанов Сергеев Петр Михайлович 4. Дочь Даренко Оля Сергеева Анастасия Михайловна 5. Свекор (отец мужа) Осминин Роман Се ...

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте и методика его применения в коррекционной школе
В 60-е гг. XX века был создан звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Этот метод (по сравнению с ранее существовавшими: буквослагательным, слоговым, целых слов и др.), как уже говорилось ранее, наиболее полно и последовательно отражает фонетический и фонематический характер русског ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru