Помимо дисциплины и приучения, з воспитании добродетели имеют значение и непосредственныя анушения и указания разума. Ведь, руководящая роль в нашей деятельности принадлежит собственно разуму: именно он обсу-ждает и расценивает благо и указывает на добродетель, как на высшее благо. Этим значением разума следует пользоваться и в воспитании; к этой руководящей роли надо приучать его и здесь. Поэтому „разсуждения с детьми" Локк считает способом „самым правильным в обращении с ними". Дети любят, чтобы с ними рано обращались, как с существами разумными, и „начинают понимать разсуждения с ними такъ-же рано, как языкъ": Конечно,, здесь не имеются в виду разсуждения, доступныя лишь пониманию взрослых, а разсуждения и мотивировки, лонятныя и для детей. Ценность различных поступков и качеств, ценность добродетели и порока всего лучше уясняется наглядно, в конкретных примерах 1).
Но примеры имеют значение не только иллюстраций к хорошим или дурным сторонам поведения. В примерах других люди обычно склонны усматривать образец для себя указание, как вести себя. К этому особенно склонны дети: их разум, естественно нуждается в руководстве со стороны других и именно на примеры смотрит, как на руководство, на образец для себя. Вот почему так важно, чтобы ребенок, в качестве руководящих, имел пред собою только хорошие примеры. Вот почему в воспитании огромное значение имеет среда, обстановка. „Все мы - род хамелеонов, которые постепенно принимают свою окраску от вещей, находящихся около нихъ". „Примите за несомненную истину" - говорит Локк, - „что какия бы наставления вы ни давали ребенку и какими бы мудрыми уроками благовоспи-танности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его ловедение будет, все-таки, оказывать компания, в какой он находится, и образ действий тех, которые ходят за нимъ" 2). Но школьная компания „это пестрое стадо недисциплинированных мальчиковъ", в глазах Локка, не очень важное общество. Поэтому в интересах добродетели Локк стоит за воспитание дома, на глазах отца, а не в школе, где при массе детей действительный надзор за ними и невозможен 3).
1) ibid., § 81-82: „Добродетели и пороки", - говорит Локк, - „нельзя никакими словами уяснить пониманию детей в такой степени, как это сделають поступки других людеи, если вы будете направлять как должно детское наблюдение и указывать им на ту или другую хорошую или дурную сторону в поведении "тех лицъ".
Программа факультативного курса «Репрезентация образов
кельтской мифологии в культуре Европы »
Основной целью данной дисциплины является предоставление студентам комплекса знаний и представлений об истории и структурно-типологических особенностях мифологических представлений древних кельтов, а также подготовка студентов к осознанному чтению текстов античной и современной литературы, в которо ...
Основные направления модернизации технологического образования
Этой актуальной и многогранной теме была посвящена состоявшаяся в июле 2002 года в Нижнем Новгороде I Международная конференция. Ее организовали Национальный центр исследований технологического образования (Нижний Новгород) и Центр исследований технологического образования (г. Брисбен, Австралия). ...
Выводы и рекомендации по применению проектного
метода в обучении экономике в целях развития творческих способностей учащихся
Можно предположить что, выполнение проектов повышает интерес к предмету. Исследования показали, что вовлечение учащихся в творческую деятельность средствами проектного обучения влияет на развитие их творческой активности. Результаты исследования свидетельствуют и о том, что эффективность развития т ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.