Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий » Содержание и формы внеклассной воспитательной работы

Содержание и формы внеклассной воспитательной работы

Страница 2

Многообразие форм воспитательной работы, их система соответствует многообразию внутреннего мира личности, его всестороннему развитию. Это многообразие создает сложности в классификации. В педагогической литературе до настоящего времени не существует единого подхода к классификации форм внеклассной воспитательной работы.

Наиболее распространенной является классификация по объекту воздействия (в зависимости от количества участников). Это такие формы как:

индивидуальная,

кружковая (групповая),

массовая (участие всей школы или класса).

Эти формы организации внеклассной воспитательной работы в своём сочетании обеспечивают, как отмечает современный педагог В.С. Селиванов «с одной стороны, оптимальный учёт особенностей воспитанника и организацию деятельности и отношений каждого в соответствии с присущими ему возможностями, а с другой – адаптацию всех к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидуами и самого широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д

Если в учении деятельность развития интеллекта по своей сути сугубо индивидуальна, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другими, нередко во многом на него не похожими субъектами. Сущность воспитания как процесса в наибольшей степени выражается во взаимодействии с другими людьми, где формируются отношения младшего школьника к его окружению. Именно поэтому классификация форм воспитательной внеклассной работы по количеству участников этого процесса является более актуальной, чем в обучении.

В некоторых источниках предлагается классификация по направлениям воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное, трудовое, экологическое, экономическое и т.д.).

Существует классификация форм внеклассной воспитательной работы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);

2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.);

3) развлекательные формы (утренники и вечера, концерты, балы, капустники, посиделки и т.п.).

Естественно, каждая используемая форма не решает одну какую-то воспитательную задачу. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего – в вопросах менеджмента) и выработки у них управленческих навыков.

Развлекательные формы не могут и не должны быть сугубо развлекательными: они должны параллельно вносить в сознания и чувства детей представления и знания о чём-то ранее неизвестном и уверенность в собственной значимости в системе межличностных отношений. А чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию мероприятия. Руководителю желательно привлечь к организации и проведению максимальное число участников. В оптимальном случае – все участники должны ощущать себя ответственными организаторами проводимой формы работы. При этом постараться, чтобы все воспитанники получили удовольствие от участия в мероприятии.

Таким образом, и развлекательные формы, если они правильно педагогически продуманы, подготовлены и проведены, способствуют интеллектуальному и духовному развитию учащихся младших классов, укреплению их здоровья.

Можно также классифицировать формы внеклассного воспитательного процесса в зависимости от средств и методов, используемых при их организации. При такой классификации формы условно подразделяются на три следующие группы:

словесные – в ходе которых используются словесные методы и виды общения (собрания, митинги, лекции, информации и т.п.);

наглядные – такие, которые ориентированы на использование наглядных методов – зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие виды наглядной агитации);

практические – основу их составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности (дежурство, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, журналов, участие в трудовых операциях и др.).

Таким образом, специфика форм внеклассной воспитательной работы обусловлена тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценную деятельность младшего школьника. Все они не повторяют, а дополняют друг друга. Многообразие форм внеклассной воспитательной работы соответствует многообразию внутреннего мира личности, его всестороннему развитию.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Практические аспекты обучения народно–сценического танца в подростковой группе. Методы и средства обучения народно–сценического танца
Учебно-воспитательная работа - составная часть и непременное условие творческой деятельности любительского коллектива. Исполнительский уровень, жизнеспособность, стабильность, перспективы творческого роста в первую очередь зависят от качества учебно-воспитательной работы. Тенденция разделять учебно ...

Особенности развития изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок все воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближает к игре. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобр ...

Значение привычек в нашей деятельности
Но для правильной деятельности, которая бы вела к счастью, одного обсуждения и расценки благ разумом недостаточно. Мало, чтобы разум признал ценность какого-либо блага предпочтительно пред. другим. Надо, чтобы это благо почувствовалось нами, как составная часть или условие именно нашего счастья. „В ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru