Многообразие форм воспитательной работы, их система соответствует многообразию внутреннего мира личности, его всестороннему развитию. Это многообразие создает сложности в классификации. В педагогической литературе до настоящего времени не существует единого подхода к классификации форм внеклассной воспитательной работы.
Наиболее распространенной является классификация по объекту воздействия (в зависимости от количества участников). Это такие формы как:
индивидуальная,
кружковая (групповая),
массовая (участие всей школы или класса).
Эти формы организации внеклассной воспитательной работы в своём сочетании обеспечивают, как отмечает современный педагог В.С. Селиванов «с одной стороны, оптимальный учёт особенностей воспитанника и организацию деятельности и отношений каждого в соответствии с присущими ему возможностями, а с другой – адаптацию всех к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидуами и самого широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д
Если в учении деятельность развития интеллекта по своей сути сугубо индивидуальна, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другими, нередко во многом на него не похожими субъектами. Сущность воспитания как процесса в наибольшей степени выражается во взаимодействии с другими людьми, где формируются отношения младшего школьника к его окружению. Именно поэтому классификация форм воспитательной внеклассной работы по количеству участников этого процесса является более актуальной, чем в обучении.
В некоторых источниках предлагается классификация по направлениям воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, интеллектуальное, трудовое, экологическое, экономическое и т.д.).
Существует классификация форм внеклассной воспитательной работы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.);
2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.);
3) развлекательные формы (утренники и вечера, концерты, балы, капустники, посиделки и т.п.).
Естественно, каждая используемая форма не решает одну какую-то воспитательную задачу. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего – в вопросах менеджмента) и выработки у них управленческих навыков.
Развлекательные формы не могут и не должны быть сугубо развлекательными: они должны параллельно вносить в сознания и чувства детей представления и знания о чём-то ранее неизвестном и уверенность в собственной значимости в системе межличностных отношений. А чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию мероприятия. Руководителю желательно привлечь к организации и проведению максимальное число участников. В оптимальном случае – все участники должны ощущать себя ответственными организаторами проводимой формы работы. При этом постараться, чтобы все воспитанники получили удовольствие от участия в мероприятии.
Таким образом, и развлекательные формы, если они правильно педагогически продуманы, подготовлены и проведены, способствуют интеллектуальному и духовному развитию учащихся младших классов, укреплению их здоровья.
Можно также классифицировать формы внеклассного воспитательного процесса в зависимости от средств и методов, используемых при их организации. При такой классификации формы условно подразделяются на три следующие группы:
словесные – в ходе которых используются словесные методы и виды общения (собрания, митинги, лекции, информации и т.п.);
наглядные – такие, которые ориентированы на использование наглядных методов – зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие виды наглядной агитации);
практические – основу их составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности (дежурство, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, журналов, участие в трудовых операциях и др.).
Таким образом, специфика форм внеклассной воспитательной работы обусловлена тем, что каждая из них организует специфическую общественно-ценную деятельность младшего школьника. Все они не повторяют, а дополняют друг друга. Многообразие форм внеклассной воспитательной работы соответствует многообразию внутреннего мира личности, его всестороннему развитию.
Указатель оценки теста
В указатель включены данные ,полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет. Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10. Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для оп ...
Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
Проект «Роль школы как агента социализации в новых социально-экономическихусловиях» направлен на изучение социализирующей роли школы в изменившихсяусловиях. Актуальность исследования обусловлена спросом государства и общества наличность, отвечающую его потребностям. В современных условиях сама школ ...
Понятие и значение речи
Речь — неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, форма общения людей, опосредствованная языком. Речь используется в процессе совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.