Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий » Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Страница 1

Согласно существующей программе воспитания в системе образования России, утверждённой коллегией Министерства образования Российской Федерации от 28 сентября 1999 г. (№19), важнейшей стратегической задачей государственного уровня является воспитание и его организация на всех уровнях функционирования системы образования. В связи с этим вопросы формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания для данного исследователя представляют несомненный интерес.

Проблема духовности – серьёзнейшая проблема жизнедеятельности человека. «В культурно-антропологическом контексте, – как отмечает современный педагог – исследователь Т.Н. Новожилова, – категория «духовность» чаще всего употребляется при характеристике внутреннего субъективного мира личности». При этом подчёркивается, что внутренний мир человека определяется не утилитарно-прагматическими ценностями, а теми ценностями, на основе которых решаются проблемы смысла жизни. Сложность их решения состоит в том, что хотя они и имеют общечеловеческую основу, каждый решает их по своему.

В традиционно философском понимании духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им в свою очередь соответствуют ценности, относимые к разряду высших – истина, добро, красота. Три этих лика, три стороны образуют то, что называют духовной жизнью. Именно в сфере духовной жизни человека осуществляется осмысление и выбор идеалов, ценностей, целеполаганий не просто на основе усвоения и присвоения знаний, почерпнутых их «архивов культуры», но и осмысление, переживание личного опыта.

Степень духовности или её отсутствие позволяет устанавливать нравственно-эстетические отношения с природой, с миром, с самим собой. Кроме того, степень духовности предполагает «отрицание» себя вчерашнего в процессе преодоления, совершенствования, восхождения к общечеловеческим идеалам, ценностям.

В педагогических теориях также осуществляются попытки разобраться в современном понимании таких вечных явлений духовной жизни людей, как их стремление к счастью, добро, любовь, достоинство, которое долгое время оставалось за пределами педагогического процесса и, соответственно, нравственного воспитания личности. Недооценка важности этих явлений в воспитании духовной, гармоничной личности способствовала развитию в обществе преступности, лицемерия, безнравственности.

Согласно гуманной парадигме развития человека ребёнок безграничен как Вселенная. Он несёт в себе богатство, которое следует раскрыть соответствующими с природными способами воздействия. В этом состоит высшая цель человеческой педагогики. В традиционной педагогике знания, умения, навыки зачастую превращаются в цель обучения.

К сожалению, в настоящее время существует множество препятствий по реализации цели образования. В частности, гуманизм зачастую оборачивается обеднением содержания образования ради реализации неверно трактуемого принципа доступности обучения. И тем не менее, педагогическая теория ищет пути преодоления существующего кризиса.

В частности, в современной педагогической теории одним из первых принципов воспитания, учитывающих природу воспитательного процесса является принцип «ориентации на ценностные отношения».

По данному принципу происходит «вочеловечивание» всех объектов мира, их одухотворение. В педагогическом аспекте «вочеловечить» – значит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни. Тогда для ребёнка весь мир приобретает значимость, а его взаимоотношения с миром возвышаются до уровня современной духовной культуры.

Принцип ориентации на ценностные отношения помогает учителю справиться с осложнённым поведением детей через интерпретацию их дурных действий как отношений. Ориентация на отношения преобразует любую деятельность детей в проживании ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть», когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя её содержание.

Рассматривая проблемы духовно-нравственного воспитания остановимся более подробно на некоторых аспектах нравственной жизни младшего школьника.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Этапы развития дошкольника
1 год – появляются однословные предложения; 1 год 3 месяца – запас слов до 30; 1 год 6 месяцев – запас слов до 40 – 60, легко повторяет часто слышимые слова; 1.5 – 2 года - первый период вопросов «что это?», «куда?», «где?»; 2 года – запас слов до 200 – 300, ребенок начинает пользоваться прилагател ...

Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним поняти ...

Образовательная функция школьной библиотеки
Специфика школьной библиотеки как информационного подразделения в рамках образовательного учреждения позволяет ей выполнять одновременно несколько функций: информационную, образовательную, развивающую, культурную, воспитательную, досугово-развлекательную и др. В зависимости от образовательной парад ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru