Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий » Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Страница 1

Согласно существующей программе воспитания в системе образования России, утверждённой коллегией Министерства образования Российской Федерации от 28 сентября 1999 г. (№19), важнейшей стратегической задачей государственного уровня является воспитание и его организация на всех уровнях функционирования системы образования. В связи с этим вопросы формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания для данного исследователя представляют несомненный интерес.

Проблема духовности – серьёзнейшая проблема жизнедеятельности человека. «В культурно-антропологическом контексте, – как отмечает современный педагог – исследователь Т.Н. Новожилова, – категория «духовность» чаще всего употребляется при характеристике внутреннего субъективного мира личности». При этом подчёркивается, что внутренний мир человека определяется не утилитарно-прагматическими ценностями, а теми ценностями, на основе которых решаются проблемы смысла жизни. Сложность их решения состоит в том, что хотя они и имеют общечеловеческую основу, каждый решает их по своему.

В традиционно философском понимании духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им в свою очередь соответствуют ценности, относимые к разряду высших – истина, добро, красота. Три этих лика, три стороны образуют то, что называют духовной жизнью. Именно в сфере духовной жизни человека осуществляется осмысление и выбор идеалов, ценностей, целеполаганий не просто на основе усвоения и присвоения знаний, почерпнутых их «архивов культуры», но и осмысление, переживание личного опыта.

Степень духовности или её отсутствие позволяет устанавливать нравственно-эстетические отношения с природой, с миром, с самим собой. Кроме того, степень духовности предполагает «отрицание» себя вчерашнего в процессе преодоления, совершенствования, восхождения к общечеловеческим идеалам, ценностям.

В педагогических теориях также осуществляются попытки разобраться в современном понимании таких вечных явлений духовной жизни людей, как их стремление к счастью, добро, любовь, достоинство, которое долгое время оставалось за пределами педагогического процесса и, соответственно, нравственного воспитания личности. Недооценка важности этих явлений в воспитании духовной, гармоничной личности способствовала развитию в обществе преступности, лицемерия, безнравственности.

Согласно гуманной парадигме развития человека ребёнок безграничен как Вселенная. Он несёт в себе богатство, которое следует раскрыть соответствующими с природными способами воздействия. В этом состоит высшая цель человеческой педагогики. В традиционной педагогике знания, умения, навыки зачастую превращаются в цель обучения.

К сожалению, в настоящее время существует множество препятствий по реализации цели образования. В частности, гуманизм зачастую оборачивается обеднением содержания образования ради реализации неверно трактуемого принципа доступности обучения. И тем не менее, педагогическая теория ищет пути преодоления существующего кризиса.

В частности, в современной педагогической теории одним из первых принципов воспитания, учитывающих природу воспитательного процесса является принцип «ориентации на ценностные отношения».

По данному принципу происходит «вочеловечивание» всех объектов мира, их одухотворение. В педагогическом аспекте «вочеловечить» – значит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни. Тогда для ребёнка весь мир приобретает значимость, а его взаимоотношения с миром возвышаются до уровня современной духовной культуры.

Принцип ориентации на ценностные отношения помогает учителю справиться с осложнённым поведением детей через интерпретацию их дурных действий как отношений. Ориентация на отношения преобразует любую деятельность детей в проживании ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть», когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя её содержание.

Рассматривая проблемы духовно-нравственного воспитания остановимся более подробно на некоторых аспектах нравственной жизни младшего школьника.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Этапы развития дошкольника
1 год – появляются однословные предложения; 1 год 3 месяца – запас слов до 30; 1 год 6 месяцев – запас слов до 40 – 60, легко повторяет часто слышимые слова; 1.5 – 2 года - первый период вопросов «чт ...

История развития педагогической диагностики
Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики. Этот инструментарий был с ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru