Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий » Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Страница 2

Система нравственных норм и ценностей, сложившихся в обществе, становится подлинным регулятором жизни и деятельности личности только благодаря её активной внутренней позиции, в процессе реальных действий человека, требующих нравственного выбора и ответственности за него. Моральный облик, нравственные устои возникают и развиваются в процессе жизненного воспитания.

Уже в раннем детстве наблюдаются такие особенности поведения, которые с полным основанием можно считать предпосылкой будущих нравственных качеств (умение соблюдать правила, переживание чувства стыда и вины и др.). В школу приходит хотя и маленький человек, но с биографией, имеющий уже свой нравственный опыт, свое прошлое. Поэтому зачастую воспитание уже с первого класса является и процессом перевоспитания в тех случаях, когда необходимо устранить отрицательные свойства, которые препятствуют успешному учению и общению.

Нравственный опыт, накапливаемый ребёнком в дошкольном возрасте, является, по своей сути, общечеловеческим, восходящим к так называемым простым нормам нравственности (понятие о добре и зле, правде и лжи и т.п.). Ребёнок узнает, как важно быть смелым, честным правдивым, добрым, благородным, сочувствовать и доверять людям, ненавидеть тех, кто наносит вред. Важным компонентом нравственного опыта, с которым ребёнок поступает в школу, являются представление и навыки, складывающиеся у него в непосредственном социальном окружении, в первую очередь в семье.

Все эти знания, переживаемые в форме особых моральных качеств и реализуемые в поступках, постепенно формируют моральный облик личности младшего школьника.

Вместе с тем наряду с этими общими нормами и установками, выраженными в соответствующих ценностно-нормативных понятиях, действительных для любых сфер деятельности, переход к учебному труду, включение в школьный коллектив, и специфические нравственные требования. Эти требования органически включены в учебный труд. Их усвоение и выполнение являются необходимым условием эффективности учебной деятельности. Чтобы успешно реализовать эти требования, чтобы они стали нравственными регуляторами поведения, необходимо их понимать и осознавать.

Одной из областей, через которую ребёнок приобщается к нравственной жизни человечества, является слушание и воспроизведение художественных произведений или их отдельных фрагментов. Во многих педагогических и психологических исследованиях показано, что в процессе исполнения песен, чтения и слушания художественной литературы, просмотра детских фильмов и телепередач, постановки театральных эпизодов, показа сценок из школьной жизни на внеклассных мероприятиях расширяется не только познавательный кругозор ребёнка. Наблюдая и сопереживая то или иное событие, он сталкивается с различными ситуациями, в которых проявляются нравственные качества людей. Переживая глубоко поступки героев, он вырабатывает определённое отношение к ним.

Поступки героев, их результат определённым образом оцениваются другими действующими лицами и влекут за собой последствия, благоприятные или неблагоприятные для совершивших эти поступки людей. В связи с этим у ребёнка формируется определённая система нравственных суждений.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Идентификация как возможный механизм группообразования посредством игры беспорядка
На своем жизненном пути человек испытывает постоянное изменение структуры социальной идентичности, включаясь в новые группы. Вхождение в группу подразумевает принятие соответствующих групповых норм, правил взаимодействия. Г. Тэджфел определяет социальную идентичность как совокупность тех аспектов Я ...

Тесты
Тестирование – это самая эффективная форма проверки и самопроверки знаний по истории. Тест – это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Отвечая на вопросы тестов, можно узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания по отечественной истории. Использование такого вида работ ...

Структура ролевых игр
Основой сюжетно-ролевой игры явля­ется мнимая или воображаемая ситуация, которая заклю­чается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Например, играя в школу, изображает учителя, ведущего урок с учениками (сверстниками) в классе (на ко ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru