Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий » Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Некоторые проблемы духовно-нравственного воспитания младших школьников

Страница 2

Система нравственных норм и ценностей, сложившихся в обществе, становится подлинным регулятором жизни и деятельности личности только благодаря её активной внутренней позиции, в процессе реальных действий человека, требующих нравственного выбора и ответственности за него. Моральный облик, нравственные устои возникают и развиваются в процессе жизненного воспитания.

Уже в раннем детстве наблюдаются такие особенности поведения, которые с полным основанием можно считать предпосылкой будущих нравственных качеств (умение соблюдать правила, переживание чувства стыда и вины и др.). В школу приходит хотя и маленький человек, но с биографией, имеющий уже свой нравственный опыт, свое прошлое. Поэтому зачастую воспитание уже с первого класса является и процессом перевоспитания в тех случаях, когда необходимо устранить отрицательные свойства, которые препятствуют успешному учению и общению.

Нравственный опыт, накапливаемый ребёнком в дошкольном возрасте, является, по своей сути, общечеловеческим, восходящим к так называемым простым нормам нравственности (понятие о добре и зле, правде и лжи и т.п.). Ребёнок узнает, как важно быть смелым, честным правдивым, добрым, благородным, сочувствовать и доверять людям, ненавидеть тех, кто наносит вред. Важным компонентом нравственного опыта, с которым ребёнок поступает в школу, являются представление и навыки, складывающиеся у него в непосредственном социальном окружении, в первую очередь в семье.

Все эти знания, переживаемые в форме особых моральных качеств и реализуемые в поступках, постепенно формируют моральный облик личности младшего школьника.

Вместе с тем наряду с этими общими нормами и установками, выраженными в соответствующих ценностно-нормативных понятиях, действительных для любых сфер деятельности, переход к учебному труду, включение в школьный коллектив, и специфические нравственные требования. Эти требования органически включены в учебный труд. Их усвоение и выполнение являются необходимым условием эффективности учебной деятельности. Чтобы успешно реализовать эти требования, чтобы они стали нравственными регуляторами поведения, необходимо их понимать и осознавать.

Одной из областей, через которую ребёнок приобщается к нравственной жизни человечества, является слушание и воспроизведение художественных произведений или их отдельных фрагментов. Во многих педагогических и психологических исследованиях показано, что в процессе исполнения песен, чтения и слушания художественной литературы, просмотра детских фильмов и телепередач, постановки театральных эпизодов, показа сценок из школьной жизни на внеклассных мероприятиях расширяется не только познавательный кругозор ребёнка. Наблюдая и сопереживая то или иное событие, он сталкивается с различными ситуациями, в которых проявляются нравственные качества людей. Переживая глубоко поступки героев, он вырабатывает определённое отношение к ним.

Поступки героев, их результат определённым образом оцениваются другими действующими лицами и влекут за собой последствия, благоприятные или неблагоприятные для совершивших эти поступки людей. В связи с этим у ребёнка формируется определённая система нравственных суждений.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Процесс обучения
Дидактика – область педагогики, изучающая теорию и практику обучения и образования, закономерности процесса обучения. Процесс обучения – целенаправленная совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на достижение дидактических целей; целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащи ...

Особенности корейского искусства хандигырим
Центр Корейского бумажного искусства знакомит Россию с уникальным направлением корейского народного искусства, основанного на использовании уникальной бумаги ручного производства. Универсальность бумаги трудно переоценить. Она находит применение практически во всех областях человеческой деятельност ...

Управление процессом обучения
Органическая связь между педагогической теорий К.Д. Ушинского и идеями оптимизации управления обучением, возникшими на стыке педагогики и кибернетики, объясняется поезде всего тем, что принцип целенаправленности педагогического процесса и, следовательно, управления им, является одним из наиболее су ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru