Педагогика » Художественное воспитание детей в сфере досуга » Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Страница 1

I Часть

Задачи

1. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты.

2. Показать роль композиции в исторической картине.

3. Рассказать о сюжете и содержании в исторических произведениях разных времен.

Зрительный ряд

1. Верещагин В.В. У дверей мечети. 1873.

2. Рябушкин А.П. Семья купца в XVII веке. 1896.

3. Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881.

4. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833

5. Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1889.

Ход экскурсии

1. В.В. Верещагин. У дверей мечети. 1873

На примере этого произведения детям легче понять разницу между бытовой и исторической картиной.

Расскажите, что художник Верещагин жил во второй половине XIX века, много путешествовал. Его живо интересовал быт разных народов, их художественная культура, история. В картине изображены двери средневекового восточного храма (мечети) в городе Самарканде (Средняя Азия, Узбекистан, в XIX веке — Туркестан).

Задайте вопросы:

— Как вы считаете, здесь отображено какое-либо важное историческое событие или живая реальная сцена?

— Что делают два человека, пришедшие к дверям мечети? Это грозные стражи, охраняющие вход в храм, или путники, отдыхающие возле него?

Рассмотрите мирные позы путников, их теплые расшитые халаты, изношенные сапоги, войлочные шляпы, флягу с водой, посох и выясните, что это путники, которые, видимо, долгое время находятся в пути, они утомились и решили отдохнуть от жаркого палящего солнца в тени, у огромных дверей.

Укажите на контраст между мирными действиями людей, изображенных в живых естественных позах, и огромными, неподвижными, монументальными дверями мечети, свидетельствующими о силе и могуществе восточного монарха.

С помощью педагога по пластике проведите игру.

Игра «Дверь и путники»

— Всмотритесь внимательно в полотно и запомните, как изображена дверь, каковы позы путников, где они расположились. Разделитесь по пять человек и по очереди изобразите пластически то, что вы увидели. Двое из вас примут позы путников, три человека, плотно сомкнувшись, изобразят «характер» и положение двери.

Остальные дети проверяют, правильно ли отразили композицию картины играющие.

— Вы, наверное, ощутили, как неподвижны каменные двери, потому что тела ваши выпрямились, напряглись и застыли. А путники замерли тоже в неподвижных, но «живых», естественных позах.

— Кто главенствует в картине — люди или дверь и почему?

Объясните, почему дверь является основой композиции, отметив ее огромные размеры, богатые резные узоры, выписанные с невероятной тщательностью.

Подчеркните, что возвышающиеся громадой над людьми двери, как бы возникающие из глубин истории, очень искусно украшенные пышным резным ковровым орнаментом, рождают не только ощущение величия, но и чувство восхищения высочайшей культурой народов Востока.

Орнаментальное узорочье отделки дверей, яркие, пестрые одежды путников воссоздают могущественный и неповторимый образ средневекового Востока с его традициями и позволяют зрителю проникнуться духом его исторического прошлого.

Цель показа: объяснить детям, что историческое начало или «дух» истории может присутствовать в групповом портрете.

Поясните, что для художника Рябушкина, создавшего эту картину в конце прошлого века, идеалом красоты и гармонии в русской жизни являлся семейный уклад купеческого сословия в XVII веке, в допетровское время.

Выясните в беседе с детьми, что в этом произведении, как и в предыдущей картине, внешне ничего не происходит, то есть нет сюжета, интересного, захватывающего действия.

Словно на старой фотографии, разместившись в ряд, торжественно застыла купеческая семья, как бы демонстрируя себя зрителю.

— Но о чем же важном, значительном в историческом прошлом нашей родины хотел поведать нам художник?

Путем наводящих вопросов попытайтесь выяснить у детей, «кто есть кто» в этой картине.

— Кто здесь глава семьи?

Обратите внимание на крепкую уверенную посадку фигуры немолодого энергичного купца в дорогой меховой шубе, красном кафтане и красиво расшитой рубахе с бело-голубым орнаментом, на его умное загорелое лицо с напряженным взглядом, свидетельствующее о том, что он привык постоянно трудиться и что все его богатство и достаток заработаны честно. От этого он преисполнен чувства собственного достоинства.

— Найдите и опишите всех членов его семейства. Рассмотрите купчиху с ребенком на коленях. Она одета, как предписывал обычай того времени замужним женщинам — в сиреневый шелковый струящийся сарафан, волосы убраны под кокошник-кику с подзором, плавно ниспадающий на плечи шелковый платок. Ее голова мягко склонена. Все эти детали говорят о нежности, мягкости этой женщины, послушании воле мужа.

(Для накопления у детей исторического опыта полезно рассказать, что в те времена царил «домострой» — свод правил поведения в семье и в обществе. Можно привести несколько правил, например, «жена да убоится мужа своего» и так далее.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Принцип отбора упражнений. Классификация артикуляционных упражнений
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те артикуляционные уклады, которые необходимо сформировать. Артикуляционная гимнастика включает упражне ...

Праздник "Первый школьный день"
Оформление класса: Доска украшена разноцветными шариками. Из длинных шариков собрана ромашка. Яркие атласные ленты лучами отходят от шаров. Надпись на доске цветными мелками. "Здравствуй, школа! ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru