Педагогика » Художественное воспитание детей в сфере досуга » Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Страница 1

I Часть

Задачи

1. Раскрыть понятие исторической живописи как жанра искусства, воспроизводящего реальные эпизоды жизни прошлых эпох, переломные события в жизни общества, а также мифологические сюжеты.

2. Показать роль композиции в исторической картине.

3. Рассказать о сюжете и содержании в исторических произведениях разных времен.

Зрительный ряд

1. Верещагин В.В. У дверей мечети. 1873.

2. Рябушкин А.П. Семья купца в XVII веке. 1896.

3. Васнецов В.М. Бой скифов со славянами. 1881.

4. Брюллов К.П. Последний день Помпеи. 1833

5. Семирадский Г.И. Фрина на празднике Посейдона в Элевсине. 1889.

Ход экскурсии

1. В.В. Верещагин. У дверей мечети. 1873

На примере этого произведения детям легче понять разницу между бытовой и исторической картиной.

Расскажите, что художник Верещагин жил во второй половине XIX века, много путешествовал. Его живо интересовал быт разных народов, их художественная культура, история. В картине изображены двери средневекового восточного храма (мечети) в городе Самарканде (Средняя Азия, Узбекистан, в XIX веке — Туркестан).

Задайте вопросы:

— Как вы считаете, здесь отображено какое-либо важное историческое событие или живая реальная сцена?

— Что делают два человека, пришедшие к дверям мечети? Это грозные стражи, охраняющие вход в храм, или путники, отдыхающие возле него?

Рассмотрите мирные позы путников, их теплые расшитые халаты, изношенные сапоги, войлочные шляпы, флягу с водой, посох и выясните, что это путники, которые, видимо, долгое время находятся в пути, они утомились и решили отдохнуть от жаркого палящего солнца в тени, у огромных дверей.

Укажите на контраст между мирными действиями людей, изображенных в живых естественных позах, и огромными, неподвижными, монументальными дверями мечети, свидетельствующими о силе и могуществе восточного монарха.

С помощью педагога по пластике проведите игру.

Игра «Дверь и путники»

— Всмотритесь внимательно в полотно и запомните, как изображена дверь, каковы позы путников, где они расположились. Разделитесь по пять человек и по очереди изобразите пластически то, что вы увидели. Двое из вас примут позы путников, три человека, плотно сомкнувшись, изобразят «характер» и положение двери.

Остальные дети проверяют, правильно ли отразили композицию картины играющие.

— Вы, наверное, ощутили, как неподвижны каменные двери, потому что тела ваши выпрямились, напряглись и застыли. А путники замерли тоже в неподвижных, но «живых», естественных позах.

— Кто главенствует в картине — люди или дверь и почему?

Объясните, почему дверь является основой композиции, отметив ее огромные размеры, богатые резные узоры, выписанные с невероятной тщательностью.

Подчеркните, что возвышающиеся громадой над людьми двери, как бы возникающие из глубин истории, очень искусно украшенные пышным резным ковровым орнаментом, рождают не только ощущение величия, но и чувство восхищения высочайшей культурой народов Востока.

Орнаментальное узорочье отделки дверей, яркие, пестрые одежды путников воссоздают могущественный и неповторимый образ средневекового Востока с его традициями и позволяют зрителю проникнуться духом его исторического прошлого.

Цель показа: объяснить детям, что историческое начало или «дух» истории может присутствовать в групповом портрете.

Поясните, что для художника Рябушкина, создавшего эту картину в конце прошлого века, идеалом красоты и гармонии в русской жизни являлся семейный уклад купеческого сословия в XVII веке, в допетровское время.

Выясните в беседе с детьми, что в этом произведении, как и в предыдущей картине, внешне ничего не происходит, то есть нет сюжета, интересного, захватывающего действия.

Словно на старой фотографии, разместившись в ряд, торжественно застыла купеческая семья, как бы демонстрируя себя зрителю.

— Но о чем же важном, значительном в историческом прошлом нашей родины хотел поведать нам художник?

Путем наводящих вопросов попытайтесь выяснить у детей, «кто есть кто» в этой картине.

— Кто здесь глава семьи?

Обратите внимание на крепкую уверенную посадку фигуры немолодого энергичного купца в дорогой меховой шубе, красном кафтане и красиво расшитой рубахе с бело-голубым орнаментом, на его умное загорелое лицо с напряженным взглядом, свидетельствующее о том, что он привык постоянно трудиться и что все его богатство и достаток заработаны честно. От этого он преисполнен чувства собственного достоинства.

— Найдите и опишите всех членов его семейства. Рассмотрите купчиху с ребенком на коленях. Она одета, как предписывал обычай того времени замужним женщинам — в сиреневый шелковый струящийся сарафан, волосы убраны под кокошник-кику с подзором, плавно ниспадающий на плечи шелковый платок. Ее голова мягко склонена. Все эти детали говорят о нежности, мягкости этой женщины, послушании воле мужа.

(Для накопления у детей исторического опыта полезно рассказать, что в те времена царил «домострой» — свод правил поведения в семье и в обществе. Можно привести несколько правил, например, «жена да убоится мужа своего» и так далее.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Игра как особый вид деятельности ребенка
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человек ...

Обобщающее повторение как средство реализации внутрипредметных связей
В педагогической литературе существуют различные классификации видов повторения. По временному признаку в начале учебного года, в различное время года, после изучения отдельных тем, разделов учебного материала; в конце учебного года всего курса. По основной дидактической цели: опорное; первично зак ...

Характеристика детей в школе-интернате II вида г. Читы для слабослышащих
Читинская областная школа-интернат II вида для слабослышащих детей была открыта в 1983 году. 1. Коррекционное учреждение II вида создается для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольн ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru