Педагогика » Художественное воспитание детей в сфере досуга » Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Страница 3

— Что происходит на небе, вдали от города и на городской улице?

Рассмотрите сверкающие молнии, огненно-красную лаву, стремительно надвигающуюся на город, падающие статуи, разрушающиеся здания, дрожащие от их падения камни мостовой, мечущихся людей, животных и вместе обсудите, какое стихийное бедствие обрушилось много веков назад на древний город Помпеи и его жителей.

Так как из практического опыта выяснилось, что дети не только не знают, но и с большим трудом понимают при объяснении педагога такие слова, как «вулкан», «извержение вулкана», необходимо дать объяснение в образной форме, что такое «спящий вулкан» и что происходит, когда он «кипит» и лава изливается из кратера.

Далее расскажите, что на выставке в Петербурге эту картину увидел А.С. Пушкин, и прочтите строки его стихотворения:

Везувий зев открыл — дым хлынул клубом — пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется — с шатнувшихся колонн

Кумиры падают!

Задайте вопрос:

– Как вы считаете, что для художника, кроме извержения Везувия, было важно отобразить в картине и почему на переднем плане он разместил такое большое количество людей, объединенных в группы?

Предложите детям всмотреться в лица людей, изображенных на переднем плане, и обсудите, как через позы, жесты, движения, мимику персонажей Брюллов сумел передать такие чувства, как страх, ужас, испуг, надежду, гнев, сострадание. Сделайте вывод, что людьми, конечно, владел страх и они старались спастись.

— Но присмотритесь, только ли страх за себя владел людьми? Что многие из этих людей делают?

Так как обычный ответ детей — «убегают», то можно тему спасения людьми друг друга начать с предложения: «Найдите в картине самое беспомощное маленькое существо — птичку, которая трепыхается на камнях».

Далее обратите внимание детей на то, как малыш тянется ручками к птичке, пытаясь ее спасти; как малыша и его старшего брата, спасая, обняла мама; как все семейство прикрывает своим сильным телом отец.

Покажите двух сыновей — мальчика и воина, несущего на руках старика-отца; юношу, склонившегося над обессилевшей матерью; юношу-жениха, бережно держащего в объятьях потерявшую сознание невесту; христианского священника, в этот страшный момент находящегося рядом со своими прихожанами — матерью с двумя юными дочерьми.

Спросите:

– О чем говорят их действия?

Рассмотрев последовательно разные фрагменты картины, подведите итог: несмотря на грандиозное бедствие, многие люди, изображенные художником, сумели преодолеть свой страх и старались спасти близких. В самую тяжелую минуту жизни они оказались способными на самопожертвование и сострадание. Чтобы подчеркнуть красоту и величие человеческой души, К.П. Брюллов показал своих героев и внешне прекрасными.

Отметьте, что среди образов жителей Помпеи, слева, на ступеньках храма, художник поместил свой автопортрет с этюдником на голове. Обратите внимание на его застывшую фигуру, возвышающуюся над всеми героями картины, лицо с наряженным взглядом, ловящим все оттенки трагедии в лицах окружающих. Объясните, что, вводя самого себя в сцену гибели Помпеи, Брюллов хотел напомнить зрителям о высочайшей роли живописца, правдиво и с блестящим мастерством отобразившего историческое событие далекой эпохи.

Показом именно этого произведения желательно завершить тему занятия, так как яркая декоративность полотна в сочетании с праздничной атмосферой, царящей в нем, служат также достойным завершением всей программы, направленной на осознание детьми главной цели искусства — вносить в жизнь людей радость и красоту.

Напомните детям, что они только что видели картину Брюллова, посвященную трагическому событию из истории Древней Италии, и объясните, что на полотне Г.И. Семирадского изображено событие из древней истории другой прекрасной южной страны — Греции.

— Посмотрите внимательно, зачем в древнем городе Элевсине собралось так много людей? Какое впечатление рождает у вас картина?

— Почему картина кажется вам нарядной, красивой, радостной?

— С помощью чего художник создал царящую в произведении атмосферу праздника и южного солнечного дня?

Рассмотрите, как художник наполнил этот вымышленный мир дыханием жизни, обратите внимание на высокое голубое небо с легкими светлыми, нежными облаками; на синие воды залива, покрытого гребешками волн, с парящими над ним белыми чайками; на узкую полоску гор, тающих в легкой дымке влажного морского воздуха; на солнечный свет, заливающий правую часть картины и плавно переходящий в трепетное мерцание, пробивающийся сквозь крону дерева; на легкие ажурные тени, легко скользящие по стенам храма; живописной группе людей в правой части полотна.

Помогите детям увидеть, как в свете южного солнца яркие цвета одежд «разбеливаются» и становятся более легкими и нарядными.

Для более полного понимания замысла художника и перехода к сюжету картины здесь можно привести слова Семирадского из письма в Академию художеств: «Давно я мечтал о сюжете из жизни греков, дающем возможность вложить как можно больше классической красоты в ее представление. В этом сюжете я нашел громадный материал! Солнце, море, архитектура, женская красота и немой восторг греков при виде красивейшей женщины своего времени — восторг народа художника »

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Диагностика памяти детей младшего школьного возраста
Для успешного обучения младших школьников необходимо, прежде всего, выявить особенности памяти и её показатели, включая объем и способность удерживать информацию. Без наличия хорошей кратковременной и оперативной зрительной и слуховой памяти любая информация, воспринимаемая с помощью основных орган ...

Опытно-экспериментальная работа развития чувств цвета у детей старшей группы
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление. Детское изобразитель ...

Реформа учебных заведений 1867-1880 гг
Положение 1867 г. предусматривало и реформу самих учебных заведений. Так, Ставропольская гимназия была преобразована в полную классическую гимназию и в ней было открыто реальное отделение для горцев. На базе Пятигорского уездного училища была создана классическая прогимназия с преподаванием в ней л ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru