Педагогика » Художественное воспитание детей в сфере досуга » Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Страница 2

Обратите внимание на то, что младшая дочь с куклой в руке одета и причесана уже почти по-европейски, но особенно выделена в композиции картины и длинным светлым одеянием, и статью старшая дочь — краса и гордость семьи.

Объясните, что женские образы отражают народные представления того времени о роли женщины в семейной жизни, когда красота и нравственность выражались в манере держаться — скромно, просто, но достойно, то есть благочестиво. А выражением красоты внешнего облика являлись «соболиные» брови, темные большие глаза, прямой нос и маленький алый рот (все женские лица в картине имеют такие черты).

— Вспомним картину Верещагина — там путники изображены на фоне огромных дверей, говорящих о могуществе правителя, о седой древности, а на каком фоне мы видим эту семью и что он означает?

Покажите дубовые панели со вставками из крупно плетеной рогожи и солому под ногами у персонажей. Объясните, что дубовая стена дома свидетельствует о достатке хозяина, а солома — о его бережливости и хозяйственности, так как перед домом всегда был двор с воротами, и для того чтобы гость, входя в дом, не запачкал полы, во дворах у аккуратных хозяев подстилалась солома, ступая по которой гость вытирал обувь.

Предложите детям всмотреться в выразительность цветового решения полотна, построенного на сочетании красного, светло-лилового, розового и белого пятен, символизирующем гармонию и ясность отношений, согласие людей друг с другом, с миром.

Сделайте вывод: художник через эмоциональную и декоративную выразительность образов воспел мерность движения жизни, красоту обычаев и нравов наших предков. Так, при отсутствии внешнего сюжета Рябушкин смог открыть нам глубокое содержание жизни и вновь воскресить дух исторического бытия допетровской Руси.

Напомните детям, что В.М. Васнецов — мастер исторической картины, создатель образов русских богатырей, пришедших к нам из народных сказок и былин. В этой картине он обратился к реальной истории из далекого прошлого нашей родины.

Расскажите, как в давние времена Русь долго и тяжело боролась за свою независимость с врагами, отражая набеги степных кочевников.

Объясните, что степные кочевники — скифы постоянно старались неожиданно напасть на славянские княжества и, разбив княжеские дружины, стремились захватить добычу, увести в плен скот, женщин, детей. Скифы были жестокими, имели быстроногих коней, налетали на русские станы стремительно. В картине отображен эпизод битвы славян со скифами.

Задайте вопрос:

– Что происходит на наших глазах в картине? (Битва, сражение, бой.) Найдите здесь скифов.

Для того чтобы облегчить детям задачу и для лучшего понимания образов кочевников, очень хорошо прочитать им вслух строки А.А. Блока из стихотворения «Скифы»:

Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы,

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,

С раскосыми и жадными очами!

Еще раз напомните детям, как важно в исторической картине композиционное размещение героев, и поясните, что диагональная композиция подчеркивает бурное действие и решительность схватки «не на жизнь, а на смерть», то есть готовность каждого из воинов сражаться до конца.

Обратите внимание на следующие моменты:

— Стремительно, яростно несутся из глубины полотна справа на славянского воина скифы, в национальных костюмах, с поднятыми копьями, на горячих рыжей масти конях. Их решительные лица с горящими глазами исполнены неистовой страсти, желания сразить врага наповал, а один из коварных степных людей, залегший в густой траве, натягивает лук и метит в русского дружинника.

— На переднем плане встал на дыбы непреодолимой преградой мощный черный конь с могучим русским воином — княжеским дружинником в воинских доспехах, размахивающим богатырской булавой, от которой не будет пощады захватчикам.

— Удаль молодецкая, исключительная храбрость, сила, отвага и уверенность в победе ощущаются в тяжеловесной, могучей и бесстрашной фигуре русского богатыря. На заднем плане, слева, рубится с врагами другой славянин, в шлеме на гордо вздыбленном белом коне. Поле битвы кажется необъятным, и за каждую пядь земли идет жестокое сражение. Доблестно бьются славяне за землю русскую, и потому неодолимы они для врагов.

Сделайте вывод: вот так, благодаря картине В.М. Васнецова, изобразившего только один эпизод ожесточенной битвы, мы смогли очень много узнать о героическом прошлом Древней Руси, о ее славных бесстрашных сынах.

Это полотно огромных размеров, его пластическая композиция необычайно выразительна, а потому при разборе произведения, избегая подробного анализа, надо сосредоточить внимание детей на выражении различных чувств через позы, жесты, мимику персонажей. Это поможет на доступном для маленьких детей уровне раскрыть содержание произведения.

С помощью наводящих вопросов помогите им понять, что стихийное бедствие бывает не только на море, но и на земле.

— Страшное или радостное событие происходит в картине?

— Чего боятся и от чего спасаются люди?

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Особенности физического развития при занятиях спортом
Особенности физического развития школьников в связи с возрастом и под влиянием систематических занятий физическими упражнениями имеют немаловажное значение для правильного решения многих вопросов пед ...

Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
Проект «Роль школы как агента социализации в новых социально-экономическихусловиях» направлен на изучение социализирующей роли школы в изменившихсяусловиях. Актуальность исследования обусловлена спро ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru