Педагогика » Художественное воспитание детей в сфере досуга » Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Пример занятия на тему «Образы минувшего»

Страница 5

Игра «Последний день Помпеи»

– Вспомним самую яркую и драматическую картину К.П. Брюллова «Последний день Помпеи», где сверкает молния, низвергается горячая лава вулкана Везувий, рушатся дома, с крыш падают огромные каменные статуи и мечутся люди, стараясь спасти себя и своих близких. Представим себя на месте катастрофы. Попробуем вспомнить, кто изображен на переднем плане картины.

Дети, беседуя с педагогом, вспоминают изображения основных композиционных групп: юноша с невестой, мать и сын, старик, мальчик и воин, погибшая женщина с ребенком, молодой отец с семейством, священник с тремя женщинами. Для активизации их памяти можно воспользоваться показом репродукции картины.

– А теперь попробуем еще раз разобрать действия персонажей в каждой группе и пластически их воспроизвести.

Дети разбиваются на пары, тройки, четверки, в зависимости от количества персонажей в каждой группе. Каждая сценка разыгрывается одной группой, остальные ребята смотрят и поправляют, подсказывают, помогая исполнителям правильно передать позы, действия и состояние героев, то есть активно участвуют в игре.

Поочередно, под руководством и наблюдением педагога, дети принимают позы, заданные художником, а затем «оживляют» своих героев, начинают движение. «Жених» старается поддержать «невесту», мягко опускающуюся на ковер, как бы падающую без чувств. «Сын», бережно обняв за левое плечо полулежащую «мать», старается увлечь ее за собой, прижимая ее руку к груди, жест руки матери – жест отказа. Как бы вы назвали эту сцену? («Прощание».) «Молодой отец», наклонившись вперед, пытается собой заслонить «жену и детей», обняв жену правой рукой, а левой стараясь отвести падающие на них камни и пепел. Жена обнимает своих детей, правой рукой обхватив малыша, а левой рукой прижимает к себе голову второго ребенка, который обхватывает обоих родителей руками.

– У нас получилась самая сплоченная группа, в которой все стараются спасти друг друга, поэтому ее можно назвать «дружная семья».

«Священник» с горящим факелом в правой руке твердо стоит, повернув лицо навстречу стихии, как бы противопоставляя себя ей. Мать и две ее дочери, опустившись на колени, обнимают друг друга руками, подняв головы к небесам в надежде на спасение, под защитой священника и его веры.

– А теперь, каждая группа должна занять свое место в «картине». Все не занятые в «картине» помогают выстроить общую композицию.

(Как правило, дети стараются расположиться по одной линии на ковре, как бы имитируя передний план запомнившейся им картины, поэтому педагог должен скорректировать их местоположение.)

– Все вы расположились по одной линии и поэтому не уместились на ковре. Представим, что размеры ковра соответствуют размерам картины, где, как и на полотне, у художника должны разместиться все группы. Вспомним, все ли группы людей расположены у Брюллова на одной линии? Посмотрите еще раз внимательно на репродукцию и запомните, какая группа стоит ближе, какая – дальше, кто стоит лицом, кто – боком к зрителю, чья фигура обращена вправо, влево, и куда обращены лица у каждого персонажа. Теперь снова займем свои места в «картине».

Так как целью этой игры является закрепление у детей понимания композиционного решения полотна, то ее желательно повторить несколько раз, для того чтобы каждый ребенок мог быть не только ее участником, но видеть представленную в окончательном варианте сцену со стороны и высказать свое мнение.

Заключительная игра «Праздник бога морей Посейдона»

– Мы с вами вспомнили и разыграли страшное бедствие, произошедшее много лет назад в итальянском городе Помпеи. А теперь мы перенесемся в древнегреческий город Элевсин, который мы видели на картине художника Семирадского «Фрина на празднике Посейдона в Элевсине». Вспомним природу Греции, теплое, ласковое Средиземное море с гребешками волн, играющих на солнце, и парящими над ними в небе чайками. Давайте «оживим» пейзаж, увиденный в картине.

Дети под музыку изображают волны, набегающие на берег.

Ввиду того, что дети повторяют знакомые им задания, педагогу важно в данном случае не столько следить за техникой исполнения, сколько постараться им помочь путем введения «предлагаемых обстоятельств», передать состояние южного ласкового, животворящего моря, из волн которого как бы возникает все, что они видели в картине, – бегущие облака, парящие чайки, цветущие деревья, античный храм бога Посейдона, люди, которые пришли на праздник.

– Представим себя древними греками, пришедшими на праздник, – в легких туниках, сандалиях, с корзиночками цветов, с музыкальными инструментами – лирами, бубнами, кифарами, тростниковыми флейтами, с зонтами от солнца, с посохами в руках, подношениями для бога морей. Звучит веселая музыка, а каждый из вас попробует вести себя так, как один из персонажей картины, наиболее вам запомнившийся.

(Педагог дает возможность детям свободно существовать в атмосфере праздника в течение двух-трех минут, наблюдая за происходящим действием и выделяя мотивы поведения детей в наиболее ярких ситуациях, с целью последующего краткого разбора их действий.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru