В настоящее время профессионализм педагога учёные рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности (личностный аспект) и профессионализма деятельности (функциональный аспект).
Функциональный аспект профессионализма отражает сложность социальных функций и их социальную значимость. По мнению А.А. Деркача, профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков (в том числе и основанных на творческих решениях), владение алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной продуктивностью.
Функциональный, или деятельностный, аспект профессионализма педагога, по его мнению, раскрывает степень продуктивности его деятельности и создает ориентацию на повышение должностного или профессионального уровня в ходе его переподготовки в системе дополнительного профессионального образования.
С точки зрения улучшения результатов профессиональной деятельности педагога особую значимость, на наш взгляд, приобретает проблема обеспечения условий развития профессионализма. Гонеев А.Д. считает, что к ним относятся социально-педагогические, психологические, экономические, организационные, информационные, материально-технические и социально-бытовые условия.
Социально-педагогические условия обуславливают мотивацию и стимулы профессионального развития. В качестве стимулов могут выступать блага и преимущества, предоставляемые при занятии более высокогодолжностного уровня (повышение заработной платы, конкурентоспособность, социальная защита). К психологическим стимулам Гонеев А.Д. относит побуждения, связанные с осуществлением деятельности (это может быть внутренняя потребность работать с молодёжью, основанная на осознании своих способностей, характера, призвания). Функционально-ролевые стимулы, по его мнению, включают: содержание труда, профессиональный уровень коллег, уровень интеллектуального развития учащихся, динамику собственных результатов труда, оценку результатов труда коллегами, учащимися и родителями .
Как известно, профессионализм характеризуется высокой продуктивностью или эффективностью деятельности. Высокопродуктивной Гонеев А.Д. и другие считают деятельность, отличающуюся высокой степенью качества по основным показателям (производительности, оптимальной интенсивности и напряжённости, точности и надёжности, организованности, стабильности и опосредованности), сохраняющая здоровье специалиста, развивающая его как личность и преследующая положительные, социально-значимые цели.
Малопродуктивной, по мнению Пашкова А.Г., считается деятельность, если она не отличается высокими показателями качества и производительности и если в ней не выражено стремление к достижению положительных, социально-значимых целей. Непродуктивной является деятельность, которая характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительных и социально-значимых целей.
Нам представляется, что в содержательном отношении профессионализм деятельности близок к понятию педагогического мастерства, так как предусматривает развитые профессиональные умения и навыки. Категория мастерства является составной частью категории профессионализма. Педагогическое мастерство формируется на основе
практического опыта, через педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение педагогическим мастерством, следовательно, доступно каждому педагогу, но лишь при условии целенаправленной работы над собой.
Эффективность работы по самообразованию, как считают учёные, во многом зависит от степени овладения умениями и навыками самостоятельной работы, приобретёнными в учебном заведении. Большое значение имеет владение рациональными приёмами и методами самостоятельной работы по поиску нужной информации и последующему дидактическому её преобразованию.
Сравнение как эффективный метод реализации
внутрипредметных связей
Значительное влияние на реализацию внутрипредметных связей, на формирование системы знаний оказывает изложение материала в учебниках и методы, с помощью которых этот материал преподаётся. Существенное значение имеет метод сравнения. Рассмотрим пример. Если мы хотим сформировать у учащихся понятие ф ...
Воспитание познавательного интереса на уроках географии
Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа литературы и наблюдаемых уроков мы выявили необходимые предварительные условия для формиров ...
Подростковый возраст. Специфика возраста
Границы и само определение подросткового возраста – проблема, по поводу которой дискутируют многие авторы не один десяток лет. Что в основе подростничества, чем этот возраст отличается от предыдущих и последующих, чем определяются границы возраста, каковы новообразования, ведущая деятельность, каки ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.