Педагогика » Педагогический опыт преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе » Пути повышения профессионализма

Пути повышения профессионализма

Страница 1

В настоящее время профессионализм педагога учёные рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности (личностный аспект) и профессионализма деятельности (функциональный аспект).

Функциональный аспект профессионализма отражает сложность социальных функций и их социальную значимость. По мнению А.А. Деркача, профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков (в том числе и основанных на творческих решениях), владение алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной продуктивностью.

Функциональный, или деятельностный, аспект профессионализма педагога, по его мнению, раскрывает степень продуктивности его деятельности и создает ориентацию на повышение должностного или профессионального уровня в ходе его переподготовки в системе дополнительного профессионального образования.

С точки зрения улучшения результатов профессиональной деятельности педагога особую значимость, на наш взгляд, приобретает проблема обеспечения условий развития профессионализма. Гонеев А.Д. считает, что к ним относятся социально-педагогические, психологические, экономические, организационные, информационные, материально-технические и социально-бытовые условия.

Социально-педагогические условия обуславливают мотивацию и стимулы профессионального развития. В качестве стимулов могут выступать блага и преимущества, предоставляемые при занятии более высокогодолжностного уровня (повышение заработной платы, конкурентоспособность, социальная защита). К психологическим стимулам Гонеев А.Д. относит побуждения, связанные с осуществлением деятельности (это может быть внутренняя потребность работать с молодёжью, основанная на осознании своих способностей, характера, призвания). Функционально-ролевые стимулы, по его мнению, включают: содержание труда, профессиональный уровень коллег, уровень интеллектуального развития учащихся, динамику собственных результатов труда, оценку результатов труда коллегами, учащимися и родителями .

Как известно, профессионализм характеризуется высокой продуктивностью или эффективностью деятельности. Высокопродуктивной Гонеев А.Д. и другие считают деятельность, отличающуюся высокой степенью качества по основным показателям (производительности, оптимальной интенсивности и напряжённости, точности и надёжности, организованности, стабильности и опосредованности), сохраняющая здоровье специалиста, развивающая его как личность и преследующая положительные, социально-значимые цели.

Малопродуктивной, по мнению Пашкова А.Г., считается деятельность, если она не отличается высокими показателями качества и производительности и если в ней не выражено стремление к достижению положительных, социально-значимых целей. Непродуктивной является деятельность, которая характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительных и социально-значимых целей.

Нам представляется, что в содержательном отношении профессионализм деятельности близок к понятию педагогического мастерства, так как предусматривает развитые профессиональные умения и навыки. Категория мастерства является составной частью категории профессионализма. Педагогическое мастерство формируется на основе

практического опыта, через педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение педагогическим мастерством, следовательно, доступно каждому педагогу, но лишь при условии целенаправленной работы над собой.

Эффективность работы по самообразованию, как считают учёные, во многом зависит от степени овладения умениями и навыками самостоятельной работы, приобретёнными в учебном заведении. Большое значение имеет владение рациональными приёмами и методами самостоятельной работы по поиску нужной информации и последующему дидактическому её преобразованию.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Особенности деятельности дошкольника
Ведущей деятельностью дошкольника является игра. Игру называют «королевой детства» (Д.Б.Эльконин). При умелом использовании она может стать незаменимым помощником взрослого в развитии ребёнка. Игра — средство многостороннее: это самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности; это ср ...

Задачи, содержание и организация констатирующего эксперимента
Для того чтобы учитель мог успешно выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы он был авторитетом в глазах своих учеников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным (смотри параграф 1.2)). ...

Практическое применение библейской педагогики. Детская Библия
Для гармоничного развития духовно-нравственной личности необходимо изучать Библию с раннего возраста, потому что «Библия содержит возвышенное духовное учение, которое направлено на то, чтобы преобразить возделываемую землю в Небесный сад». Иными словами, возделываемая земля – сердце ребёнка, его ду ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru