Педагогика » Духовно-нравственное развитие детей младшего школьного возраста посредством внеклассных музыкальных мероприятий » Сущность, цель, задачи и функции внеклассной воспитательной работы педагогов и младших школьников

Сущность, цель, задачи и функции внеклассной воспитательной работы педагогов и младших школьников

Страница 1

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка. Согласно современной педагогической теории «внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеурочное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребёнка».

Для постижения сущности рассмотрим возможности, которые открываются в процессе организации и проведения различных форм внеклассной воспитательной работы.

Итак, как показывает опыт, разнообразная внеучебная деятельность, во-первых, способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке. Во-вторых, включение младших школьников в различные виды внеклассной работы обогащает личный опыт ребёнка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребёнок приобретает необходимые практические умения и навыки. В-третьих, разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивном, одобряемом обществом труде.

На следующей возможности воспитательного воздействия на ребёнка стоит остановиться, более подробно осветив её. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, то есть сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Причём каждый вид внеучебной деятельности – творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

Таким образом, сущность внеклассной работы заключается в том, что она является самодеятельной сферой воспитательной работы учителя, осуществляемой в тесной взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

Поскольку внеклассная работа является составной частью воспитательной работы в школе, то она, как полагает современный педагог Н.И. Шелихова, «направлена на достижение общей цели воспитания – усвоения ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой этим обществом системы ценностей».

Исследователь также перечисляет ряд задач, обусловленных общей целью воспитания и спецификой внеклассной воспитательной работы. Главные задачи таковы:

1. Формирование у ребёнка положительной «Я-концепции».

Эта концепция характеризуется тремя следующими факторами:

а) уверенностью в доброжелательном отношении к ребёнку других людей;

б) убеждённостью в успешном овладении им тем или иным видам деятельности;

в) чувством собственной значимости.

Положительная «Я-концепция» характеризует позитивное отношение ребёнка к самому себе и объективность его самооценки. Она является основой дальнейшего развития индивидуальности ребёнка. «Трудные» дети, как правило, имеют отрицательные представления о себе. Педагог может или усилить эти представления, или изменить их на положительное восприятие себя и своих способностей.

2. Формирование у детей навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия. Для скорейшей социальной адаптации ребёнок должен положительно относиться не только к себе, но и к другим людям. Если у ребёнка при наличии положительной «Я-концепции» сформированы умения договариваться с товарищами, распределять обязанности, учитывать интересы и желания других людей, выполнять совместные действия, оказывать необходимую помощь, позитивно разрешать конфликты, уважать мнение другого, тогда его взрослая трудовая деятельность будет успешной. Полностью положительная «Я-концепция» формируется только в коллективном взаимодействии.

3. Формирование у детей потребности в продуктивной, социально-одобряемой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами деятельности, формирование интереса к ним в соответствии с индивидуальностью ребёнка, необходимых умений и навыков. Другими словами, во внеклассной работе ребёнок должен научиться заниматься полезной деятельностью, он должен уметь включаться в такую деятельность и самостоятельно организовывать её.

4. Формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения детей. Во внеклассной работе дети усваивают моральные нормы поведения через овладение нравственными понятиями. Эмоциональная сфера формируется через эстетическое представление в творческой деятельности.

5. Развитие познавательного интереса. В данной задаче внеклассной работы отражаются преемственность в учебной и внеучебной деятельности, так как внеклассная работа связана с воспитательной на уроке и в конечном счёте направлена на повышение эффективности учебного процесса. Развитие познавательного интереса у детей в качестве направления внеклассной работы, с одной стороны, «направлено на «поддержку» учебного процесса, а с другой – усиливает воспитательное воздействие на ребёнка.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Восприятие сказки детьми дошкольного возраста
Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, ...

Диагностика уровня подготовки по литературному чтению в начальной школе
Организация контроля за уровнем обученности младших школьников по литературному чтению вызывает у педагогов определённые трудности. И хотя сама необходимость такого контроля ни у кого не вызывает сомнений, практика всё же показывает, что лишь немногие учителя осуществляют его регулярно: чаще всего ...

Музыкальное мышление и голосовой аппарат детей 7–10 лет
В музыкальном воспитании огромную роль играет преемственность развития. Поэтому возрастные особенности детей младшего школьного возраста необходимо рассматривать как предпосылки развития музыкальности. По целому ряду психологических показателей оптимальным для начала педагогического руководства раз ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru