Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

Особенности развития творческих способностей у школьников-подростков

Страница 1

Как научить детей творчески трудиться и мыслить?

В том, что эта задача вполне реальна, и учить творчески трудиться – подлинная цель образования, едва ли могут быть сомнения. Опыт лучших педагогов подтверждает это.

Ученики, которые считались неспособными, попав к талантливому преподавателю, начинают мыслить творчески, и в дальнейшем их уже оценивают совсем по-другому. Ясно, что такие превращения не происходят сами собой, по мановению волшебной палочки: не отличался человек творческими способностями, а затем вдруг дарования «прорезались». Нет, способности сами не просыпаются, их нужно разбудить. Опытные и талантливые педагоги порою достигают этого почти интуитивно, не всегда отдавая себе отчет в том, какими приемами они пользуются.

В тоже время разрабатываются и специальные методики воспитания творческих способностей.

Воспитание творческого мышления школьников – задача не только школы, а всего общества в целом.

Итак, задача воспитания творческих способностях – одна из целей образования.

Но для того, чтобы успешно развивать и воспитывать творческие способности, нужно сперва уяснить – а что это такое? Отличаются ли творческие способности от обычных мыслительных? Иными словами – что именно нужно воспитывать?

Раньше творческие способности считались чем-то исключительным, уделом избранных натур, чуть ли не «даром божьим». Такая позиция равносильна признанию, что законы психологии неодинаковы для всех и, что для творческих личностей должны быть какие-то особые психологические законы. На самом деле творческие способности присущи любому нормальному ребенку, нужно лишь суметь раскрыть их и развить. Существует непрерывный «континиум талантливости» - от крупных и ярких дарований до скромных и малозаметных. Но сущность творческого процесса одинакова для всех. Разница лишь в конкретном материале творчества, масштабах достижений и их общественной значимости. Для изучения творческого процесса совсем не обязательно исследовать гениев. Элементы творчества проявляется в решении повседневных трудовых задач и в обычном школьном процессе.

Творческие способности разделяют на три группы: связанные с мотивацией (интересы и склонности), связанные с темпераментом (эмоциональность). Третья группа – умственные способности.

Человек обычно воспринимает в потоке внешних раздражителей лишь то, что укладывается в «координационную сетку» уже имеющихся знаний и представлений, а остальную информацию отбрасывает не замечает ее. На восприятие влияют привычные установки, оценки, а также общепринятые взгляды и мнения.

Способность увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, - это нечто больше чем наблюдательность. Эта зоркость связана не с остротой зрения или свойствами сетчатки, а с особенностями мышления, потому что человек видит не только с помощью глаза, но главным образом с помощью мозга.

Зоркость, о которой идет речь, в высокой степени присуща детям; они нередко замечают несоответствия и пробелы, к которым взрослые уже притерпелись и привыкли.

Очень важно в процессе воспитания не дать угаснуть этой детской зоркости и наблюдательности.

Примеры: Мозг разных людей обладает неодинаковой способностью осваивать и пользоваться различным типами кодов: зрительно-пространственными, словесными, цифровыми, акустически - образными и т.д.

Способность манипулировать с данным типом символов можно развивать, но не беспредельно. Врожденные особенности мозга и условия развития в первые годы жизни определяют преимущественную склонность к использованию тех или иных кодов информации.

Мысленные операции над явлениями и объектами внешних и внутренних миров осуществляются мозгом в тех или иных конкретных кодах.

Если используются зрительно-образные представления, то речь идет о зрительном воображении. При использовании акустически – образных представлений говорят о музыкальной фантазии. Если ребенок склонен к освоению действительности в словесно-образной форме, то говорят о поэтической фантазии.

В процессе мышления нужен постепенный переход от одного звена в цепи рассуждений к другому. Порою это приводит к тому, что не удается мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага. Однако человек обладает способностью к свертыванию длинной цепи рассуждений и замене их одной обобщающей операцией.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Методические рекомендации по развитию выразительности речи у заикающихся дошкольников
Работа по формированию интонационных характеристик у заикающихся дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихо ...

Личностные особенности родителей в воспитании
Во многих описаниях отношения и поведения родителей, скрыто или явно присутствует указание на особенности личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родител ...

Диагностика результатов образовательного процесса в 4-летней начальной школе: общие подходы
Как известно, школьная диагностика решает следующие задачи: анализирует процесс и результаты развития школьников (готовность к школьному образованию, темп развития психических функций); анализирует процесс и результаты обучения (объем и глубину обученности, умение использовать накопленные знания, н ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru