Педагогика » Методика изучения раздела "Материаловедение" 5-7 класс » Понятие технологического образования

Понятие технологического образования

Страница 1

Основы современного технологического образования лежат в трудовом обучении, история становления и развития которого неразрывно связана с основными вехами научно-технического прогресса, накоплением технологических знаний о свойствах объектов, способах и формах организации трудовой деятельности, средствах преобразования окружающей действительности, условиях эксплуатации результатов человеческого труда.

Однако выполненные исследования в предметной области «Технологии», при всей их значимости, не выявили сущности понятия «технология» и многие авторы по прежнему остаются в плену устаревших взглядов на технологию, как исключительно практико-ориентированный вид человеческой деятельности.

В эпоху построения постиндустриального общества «технология», как понятие перешла в фазу системного феномена современной действительности. Поэтому для выявления состояния технологического образования, описания его структуры и содержания, необходимо определить сущность ключевого понятия «технология» в современных социально-экономических условиях.

Для выявления современного состояния технологического образования, описания его содержания, структуры необходимо определить ключевое понятие «технология». При этом следует учитывать, что в условиях информационного и понятийного взрыва, придания ему глобального и межнационального характера, не все научные понятия и термины, в том числе и педагогические имеют однозначное трактование. Эта особенность не раз подчеркивалась в работах В.А.Извозчикова.

Длительное время в научной, специальной, педагогической и методической литературе понятие технология, при всем разнообразии трактовок, определялось через совокупность приемов, методов, средств обработки (воздействия) на вещество, энергию или информацию (последняя как объект появилась уже ближе к концу 20 века), т.е. очевиден был подход к этому понятию как совокупности специальных (отраслевых) технологий.

Эволюция технологии играла важное значение на всех этапах развития цивилизации. Однако на рубеже веков, технология эволюционирует во всепроникающее явление и становится институирующим сущностным качеством всех видов человеческой деятельности. Мир в своей основе и проявлениях становится технологичным! Следовательно, понятие «технология» приобретает многоаспектный и системный смысл, т.е. возникает потребность в анализе понятия «технология» на разных уровнях и разнообразными научными отраслями знаний.

Попытка такого анализа сделана в работе В.Д.Симоненко. Авторы определяют технологию как философскую категорию, «обозначающую процесс преобразования единичного и особенного во всеобщее и наоборот». При этом авторы выделяют 4 уровня технологий, описывают их сущности и сопоставляют им философские категории всеобщее, особенное, единичное, а также определяют понятие «технология» как базовое для понятия «технологической культуры». Не смотря на попытку получения обобщенного философского определения понятия «технология», через философские категории, рассматриваемый подход лишен системной целостности, а выделенные уровни заявляются достаточно декларативно. В дальнейшем, авторами сделана попытка определения понятия «технология» на философском, общенаучном, социально-эмпирическом уровнях. Однако приведенные для каждого из выделенных уровней определения явно или противоречат выше описанному подходу (в части философского определения), либо повторяют, дополняют друг друга (в части определения на общенаучном, социально-эмпирическом уровнях).

Интересным представляется подход М.Б. Павловой, которая определяет понятие «технология» через четыре сущностные характеристики: объект, знание, процесс и воля (мотивация, потребности, намерения, ценности). Не умаляя заслуг автора, следует отметить определенную некорректность этого определения, а именно:

-знание может быть также объектом, поэтому следовало бы определить, что такое объект, и почему знание не может являться объектом; -воля – это психологическая характеристика, что указывает на попытку автора ввести в определение субъекта деятельности, однако эта характеристика раскрывается через однопорядковые понятия (мотив – это опредмеченная потребность;

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Взаимосвязь предметов естественно-математического цикла
Предметы естественно-математического цикла дают учащимся знания о живой и неживой природе, о материальном единстве мира, о природных ресурсах и их использовании в хозяйственной деятельности человека. Общие учебно-воспитательные задачи этих предметов направлены на формирование диалектико-материалист ...

Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в., он, в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характе ...

Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения №67 "Подснежник", в семейной группе. Экспериментальная часть исследования включает в себя 3 этапа: а) - констатирующий этап эксперимента; б) - формирующий этап эксперимента; в) - контрольный этап э ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru