Стремление к творчеству характерно для школы наших дней: это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.
Главное в педагогике творчества – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести «таинственному цветку поэзии» (Л.Н.Толстой) в душе ребенка, школьника, начинающего мастера. Способность и готовность к творчеству становятся чертой личности человека, креативностью (от латинского creatio – творчество, сотворение).
Творчество – это созидание, оно порождает новые духовные и материальные ценности.
Исследования педагогов, психологов, методистов
(Д.Н. Богоявленский, Е. Я. Голант, В.В. Давыдов, Л.С. Выготский,
Ю.З. Гильбух, О.М. Дьяченко, А.В. Запрожец, В.В. Клименко, Н.С. Лейтес, Е. И. Кабанова-Миллер, В.А. Моляко, М. Б. Теплова), проведенные на материале различных учебных предметов убеждают, что развитие творческого мышления оказывает самое благоприятное влияние на формирование у школьников познавательных творческих интересов.
Цель исследования: выявление педагогических условий эффективного развития творческих способностей у детей среднего школьного возраста средствами ролевой игры.
Объект исследования: ролевая игра как фактор развития творческих способностей подростков.
Предмет исследования: процесс влияния ролевой игры на развитие творческих способностей подростков.
Задачи исследования:
Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории школьного образования.
Определить теоретические основы решения проблемы – закономерности, принципы развития творческих способностей школьника.
Организовать экспериментальную работу по развитию творческих навыков детей.
Выводы по результату эксперимента.
Гипотеза: мы предполагаем, что привлечение подростков к участию в ролевых играх способствует развитию их творческих способностей.
При этом важно соблюдать следующие условия:
Необходимо создать подростку в игровой деятельности активную позицию;
Стрежнем каждой игры должны стать свободные творческие проявления подростка, диалогичность общения;
Соблюдение условий повышающих эффективность развития творческой личности через адекватность содержания и видов ролевой игры возрастным особенностям личности подростков.
Теоретической основой нашего исследования стал личностно-деятельностный подход к игре, раскрытый в философский, психологических, педагогических работах Выготского Л.С., Леонтьева А.Н., Шацкого С.Т., Эльконина Д.Б. и других.
В этих исследованиях игра выступает как особого рода модель действительности, в которой человек выступает как субъект.
Этапы исследования:
1 этап (июнь-сентябрь 2002). Изучение литературы по проблеме, анализ практического опыта мастеров ролевых игр, разработка концепции проведения исследования.
2 этап (май-август 2003). Проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме исследования. Эксперимент проводился на базе Центра ролевых игр «Арда», с учащимися 7-9 классов школы №190.
3 этап (сентябрь-май 2003-2004г). Обработка теоретических и практических результатов исследований, литературное оформление материалов исследования, определение перспектив дальнейшего исследования по данной проблеме.
Методические исследования включали в себя анализ психолого-педагогической методической литературы, проведения опытно-экспериментальной работы.
Практическая значимость: Гипотеза была апробирована на практике и показала положительный результат. Поэтому ее применение возможно в школе.
Владение учащимися 3 класса умением определять в творческой работе
достоинства и недостатки
С целью проверки гипотезы была проведена опытно – экспериментальная работа, которая включает в себя: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Опытно – экспериментальная работа проводилась в 3 «А» (контрольная группа) и 3 «Б» (экспериментальная группа) классах ГОУ СОШ № 301 Фрунзенского райо ...
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих
качеств личности
Акценты целей По И.П. Волкову: выявить, учесть и развить творческие способности; фронтально приобщить школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт. По Г.С. Альтшуллеру: обучить творческой деятельности; ознакомить с приемами творческого воображения: решать изобр ...
Обеспечение безопасности на учебно-тренировочных
занятиях
Необходимые условия безопасности при самостоятельных занятиях физическими упражнениями прежде чем приступить к самостоятельным занятиям физическими упражнениями или каким-либо видом спорта, каждый школьник должен пройти медицинский осмотр. После осмотра у врача следует проконсультироваться у учител ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.