Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Народные игры с точки зрения этнопедагогики

Народные игры с точки зрения этнопедагогики

Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду.

Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов России. Сравнивая их между собой и с играми других народов мира, видишь, насколько они самобытны и вместе с тем имеют много общего.

Ярко выражены в играх всех народов традиционные виды труда, например, «А мы просо сеяли», «Посею лебеду» и т.д.

В играх отражены не только труд , но и самые разные, практически все стороны жизни человека. Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старых обычаев, элементы древних обрядов, что видно в таких играх как «Золотые ворота», «Горелки», «Каравай».

Бережное сохранение национальных традиций, самобытности каждого народа, является одним из назначений традиционных народных игр.

В традиционных играх ярко раскрывается характер народа. За русскими играми прочно закрепились эпитеты: «молодецкие, удалые». Об этом же свойстве русской игры писал Е.А. Покровский и другие.

Яркий национальный колорит придает играм широкое использование родного языка и фольклора: песен, считалок, дразнилок, приговорок и т.д. Важнейшей стороной игровой культуры можно считать утвердившиеся в народе традиционные отношение к игре, как к средству развития и воспитания человека. Сложилась и действует у каждого народа своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры в целях воспитания. Это неотъемлемая часть всей народной педагогики.

Хотелось бы подчеркнуть гуманность и демократизм народной игры – народная игра принимает всех, не отвергая, как спорт, неперспективных, не говоря уже об ослабленных детях. Большинство народных игр очень «гостеприимны», в них много юмора, шуток, соревновательного задора. Даже заклички детей перед игрой дают понять, что сейчас они войдут в этот замечательный волшебный мир и приглашают туда всех желающих:

«Кто будет играть

В интересную игру,

Подходи по одному.

Раз, два, три – пошли…»

Раньше способ сбора участников назывался хоровод, звучали эти песни-зазывания плавно и распевно:

Ай да за тыном было, да за тыном,

Дак за зеленой было за сосенкой.

Дети, переняв традиции сбора у юношей и девушек перевели сюжетное действие в реальное, а чтобы было интереснее ввели элементы игрового ухаживания:

Тай, тай, налетай,

В интересную игру,

А в какую – не скажу.

Догадайтесь сами,

Девочки с усами,

Мальчики с косами!

Поскольку игра открывала облегченный путь к освоению культуры, то первые шаги на этом пути становятся доступны человеку уже во младенчестве. Вряд ли можно найти сторону культуры и воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней игр.

Игровой фольклор широко бытовал и среди взрослого населения. Народные хороводы, их ведь, по выражению самого народа, «играли»: в них игровое начало гармонично сочетается со словесно-поэтическим, драматическим, а часто и музыкальным, танцевальным жанром («А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли»). Большие возможности имеет применение игры в трудовом воспитании, что соответствует сфере профессиональной культуры. Еще в дошкольном возрасте начинаются игры в строителей, поваров, моряков. Это направляет внимание детей на разные профессии, дает некоторые элементарные знания и навыки.

Традиционная игровая культура имеет богаты арсенал игр на бытовые темы для всех возрастов и, в особенности для молодежи, готовящейся завести семью и домашнее хозяйство. В таких играх отражаются взаимоотношения людей. Больше всего игр на самую волнующую тему – выбор жениха и невесты («Бояре»). В игре нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в содержании игры .

Во все времена особо подчеркивалась роль народной игры в воспитании детей. Игра – это своеобразная школа социализации ребенка.

Народные игры как раз содержат набор важнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека.

Похожие публикации:

Творчество в детском возрасте
Если так понимать творчество, то легко заметить, что творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе уже в самом раннем детстве. Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики – это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для обще ...

Классификация ошибок, допущенных при работе над сочинением и изложением
В устной и письменной речи учащихся встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми. К определению «речевая ошибка» ученые подходят по-разному. В работах М.Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, ...

Психологический механизм творческого воображения
Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Мы уже говорили, что житейский взгляд, разделяющий фантазию и реальность непроходимо ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru