Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду.
Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов России. Сравнивая их между собой и с играми других народов мира, видишь, насколько они самобытны и вместе с тем имеют много общего.
Ярко выражены в играх всех народов традиционные виды труда, например, «А мы просо сеяли», «Посею лебеду» и т.д.
В играх отражены не только труд , но и самые разные, практически все стороны жизни человека. Прошедшие через века традиционные игры доносят до нас отголоски старых обычаев, элементы древних обрядов, что видно в таких играх как «Золотые ворота», «Горелки», «Каравай».
Бережное сохранение национальных традиций, самобытности каждого народа, является одним из назначений традиционных народных игр.
В традиционных играх ярко раскрывается характер народа. За русскими играми прочно закрепились эпитеты: «молодецкие, удалые». Об этом же свойстве русской игры писал Е.А. Покровский и другие.
Яркий национальный колорит придает играм широкое использование родного языка и фольклора: песен, считалок, дразнилок, приговорок и т.д. Важнейшей стороной игровой культуры можно считать утвердившиеся в народе традиционные отношение к игре, как к средству развития и воспитания человека. Сложилась и действует у каждого народа своя народная педагогика игры, объединяющая вековой опыт, знания, мысли о применении игры в целях воспитания. Это неотъемлемая часть всей народной педагогики.
Хотелось бы подчеркнуть гуманность и демократизм народной игры – народная игра принимает всех, не отвергая, как спорт, неперспективных, не говоря уже об ослабленных детях. Большинство народных игр очень «гостеприимны», в них много юмора, шуток, соревновательного задора. Даже заклички детей перед игрой дают понять, что сейчас они войдут в этот замечательный волшебный мир и приглашают туда всех желающих:
«Кто будет играть
В интересную игру,
Подходи по одному.
Раз, два, три – пошли…»
Раньше способ сбора участников назывался хоровод, звучали эти песни-зазывания плавно и распевно:
Ай да за тыном было, да за тыном,
Дак за зеленой было за сосенкой.
Дети, переняв традиции сбора у юношей и девушек перевели сюжетное действие в реальное, а чтобы было интереснее ввели элементы игрового ухаживания:
Тай, тай, налетай,
В интересную игру,
А в какую – не скажу.
Догадайтесь сами,
Девочки с усами,
Мальчики с косами!
Поскольку игра открывала облегченный путь к освоению культуры, то первые шаги на этом пути становятся доступны человеку уже во младенчестве. Вряд ли можно найти сторону культуры и воспитания, для которой не существовало бы целого набора связанных с ней игр.
Игровой фольклор широко бытовал и среди взрослого населения. Народные хороводы, их ведь, по выражению самого народа, «играли»: в них игровое начало гармонично сочетается со словесно-поэтическим, драматическим, а часто и музыкальным, танцевальным жанром («А мы просо сеяли», «Бояре, а мы к вам пришли»). Большие возможности имеет применение игры в трудовом воспитании, что соответствует сфере профессиональной культуры. Еще в дошкольном возрасте начинаются игры в строителей, поваров, моряков. Это направляет внимание детей на разные профессии, дает некоторые элементарные знания и навыки.
Традиционная игровая культура имеет богаты арсенал игр на бытовые темы для всех возрастов и, в особенности для молодежи, готовящейся завести семью и домашнее хозяйство. В таких играх отражаются взаимоотношения людей. Больше всего игр на самую волнующую тему – выбор жениха и невесты («Бояре»). В игре нравственные требования заключены не в словесных наставлениях, а в содержании игры .
Во все времена особо подчеркивалась роль народной игры в воспитании детей. Игра – это своеобразная школа социализации ребенка.
Народные игры как раз содержат набор важнейших педагогических приемов, способствующих развитию маленького человека.
Внеклассная
работа по физическому воспитанию
Система внеклассных мероприятий по физическому воспитанию учащихся должна находиться в тесной связи с той работой, которая проводится в процессе учебных занятий. Однако ее возможности в этом отношении гораздо шире. В общепедагогическом плане во внеклассной работе по физическому воспитанию можно выд ...
Профилактическая помощь при работе в образовательных
учреждениях
В настоящее время профилактика потребления психоактивных веществ во многих школьных коллективах представлена чаще всего тематическими лекциями школьных психологов, врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел, а также тематическими учебными занятиями, которые иногда проводят ...
Предмет педагогической науки
Знание и опыт становятся наукой тогда, когда осознается и выделяется область действительности, которой она занимается (это объект науки), и тот, аспект, угол зрения, под которым она изучает явление (это предмет науки). Педагогика изучает образование, воспитание как специальную функцию общества и ка ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.